Мой бывший коллега, с которым мы работали когда-то на одной популярной музыкальной радиостанции, как-то поделился наблюдением. Смотри, говорит, приезжаешь в Европу. Далеко ездить не надо, в Польшу, например, что ты видишь в первую очередь – старый пятнадцати, двадцатилетний автомобиль возле скромного, но очень ладного дома. А у нас выезжаешь за город и картина противоположная – свежая, вероятно, кредитная, машина, стоящая возле разваленной, вросшей по окна в землю избы. С коллегой сложно было не согласиться. Понятно, что речь здесь идёт о приоритетах. Твой дом в городе никто не увидит, его не притащишь за собой на верёвочке в магазин, а машину притащишь. Главное, ведь, что люди скажут. Понятно, что подобная картина характерна и для города, даже для большого, но в сельской местности похожая ситуация воспринимается особенно трагично. Это агония деревни в центральной России. С трудом верится, что она сможет возродиться, по крайней мере, в ближайшие годы. Уже сейчас мне всё чаще кажется, что это деревенское пространство стало безлюдной пустыней, по которой мы едем из одного города в другой. Село тут активно умирает четверть века, хотя все предпосылки были заложены ещё раньше – после революции, а кто-то из историков связывает этот процесс с отменой крепостного права. Причин можно найти много, но есть итог и не понятно – окончательный он, или промежуточный. Назовём смерть деревни проще – историческим процессом. Я часто вспоминаю очень красивую церковь во Владимирской области. До сих пор величественная с шатровой колокольней, сама в традициях наследующих нарышкинское барокко стоит в чистом поле. На многие километры окрест – ни жилья, ни других построек. Если зайти в краеведческий музей ближайшего города, то там - на видном месте мы найдём фотографию большого села в середине которого и стоит эта самая церковь. Таких руин, или ещё не совсем руин множество по всем окрестным от Москвы областям. Едешь и вспоминаешь стихотворение Владимира Алейникова «И влагой полнятся ночной и базилики и баклаги», когда понимаешь какое количество воды от дождя и талого снега впитали в себя эти стены – становится не по себе. Не так давно довелось побеседовать с писателем и археологом Петром Алешковским, который поделился наблюдением – в Тверской области в районе Торжка археологи находят в своих раскопах пустой слой. В нём ничего нет - есть глубже, есть выше, а тут пустота. Исследователи связывают этот феномен с окончательным уничтожением новгородской самостоятельности Иваном Грозным. Опустели и земли, тяготевшие к Новгороду, причём, по словам Алешковского, люди делись непонятно куда на целый век, а потом вернулись, скорее всего, не те, которые вышли, а просто в то время земля долго не пустовала по многим причинам и сюда пришли новые обитатели. Алешковский, кстати, описал этот случай в своём романе «Крепость». А мне подумалось, что такая же история ждёт и нас. Когда-нибудь кто-то вновь придёт осваивать среднерусское пространство. Хочется надеяться, что произойдёт это при нашей жизни. В конце концов, понятно, что сельское хозяйство сильно изменилось за последние 80 лет, которые вместили в себя ликвидацию традиционного крестьянского уклада, коллективизацию с колхозами, а после их обнищание и развал. Осваивать земли центральной России так, как их осваивали веками наши предки уже не получится, но очень хочется верить, что земля не превратится в безлюдную пустыню, а найдётся её достойное применение ради которого люди сюда вернутся.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер