
Памятник-фонтан Георгию Победоносцу на Комсомольской площади. Фото: https://flic.kr/p/MjXUGX
Много веков назад у крестьянина, жившего рядом с Никомидией, одним из ближневосточных городов, случилось несчастье — его вол сорвался в пропасть и погиб. Хозяин животного был человеком небогатым. Вол у него был всего один, купить нового ему не позволяли средства. Находясь в отчаянии, тот человек не знал, как ему дальше жить. Но вдруг он услышал — в городской тюрьме находится заключённый, обладающий удивительными способностями и якобы умеющий возвращать жизнь в мёртвое тело. В другой ситуации этот человек пропустил бы подобное известие мимо ушей, но сейчас он был готов принять любую помощь. И вот крестьянин уже спешит к тюрьме, подкупает стражников за пару монет и подходит к камере того самого заключённого. Что он видит? На каменном полу лежит молодой мужчина, на теле которого имеются следы жесточайших пыток. Крестьянин понял — его несчастье ничто, по сравнению с тем, что пришлось перенести этому заключённому. Он уже собирался уйти, так и не произнеся своей просьбы. Но неожиданно пленник открыл глаза и сказал крестьянину: «Не печалься! Иди домой. Волею Иисуса Христа, Бога, которому я служу, твой вол вновь станет жив и невредим». Обрадованный крестьянин поспешил домой, где действительно нашёл своего быка живым и здоровым. Через несколько дней он услышал, что заключённый, помогший ему, убит по приказу императора.
Имя этого человека осталось в истории и знакомо каждому православному христианину. Его звали Георгий, а Церковь почитает его как святого великомученика Георгия Победоносца.
Память святого Георгия празднуется Православной Церковью 6 мая по новому стилю. Традиция его почитания сохраняется с глубокой древности.
Георгий был выходцем из богатой семьи, жившей в городе Бейруте (теперь — столица государства Ливан). Мы не знаем имён родителей Георгия, но известно, что они были христианами и сына своего также воспитали в христианской вере.
С юных лет Георгий желал поступить на военную службу — он был физически развит, храбр и благороден. Став воином римской армии Георгий вскоре достигнул звания тысяченачальника (по-нашему — полковника). Благодаря своим талантам он становится приближённым императора Диоклетиана.
Диоклетиан — очень интересная личность. Это был человек с абсолютно государственным мышлением. Для него не существовало личных нужд, все свои личные желания и стремления он приносил в жертву потребностям государства. Диоклетиан, желая укрепить Римскую империю, в какой-то момент решил восстановить древний культ поклонения императору как божеству. Все, кто не хотел признать величие императора, должны были подвергнуться смерти.
Так начались гонения на христиан — ведь, прежде всего, христиане отказывались соблюдать культ императора, считая это предательством своей веры. Георгий понимал, что его тоже ожидают страдания. Будучи храбрым человеком, он сам явился Диоклетиану и объявил себя христианином.
Диоклетиан был в недоумении — его верный воин называет себя христианином и отказывается почитать императора за бога. Он пытался уговорить Георгия отречься от Христа. Но когда Диоклетиан понял, что слова желаемого эффекта не приносят, приказал подвергнуть Георгия различным мучениям.
Для начала его посадили в тюрьму, а затем стали жестоко пытать. Святой мученик всё терпеливо переносил и не отрекался от своей веры. В итоге император приказал отрубить Георгию голову. Это случилось в городе Никомидии в 303-м году.
А вот как подвиг святого Георгия описывается в труде древнего историка Евсевия Кесарийского «Церковная история»: «Сразу же, как только в Никомидии был обнародован указ о Церквах, некий человек, не безызвестный, но самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый горячей ревностью по Боге и побуждаемый верой, схватил указ, прибитый на виду в общественном месте, и разорвал его на куски, как безбожный и нечестивейший. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал всё, что полагалось за такую дерзость, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие».
Но Церковь называет Георгия «Победоносцем» не только, потому что он является покровителем благочестивых воинов. Православная Церковь призывает нас глубже задуматься над этим именованием. Христиане называют Георгия «Победоносцем», в первую очередь, за его мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства. Благодаря примеру храбрости, явленной святым Георгием, а также благодаря подобным ему многочисленным мученикам, Римская империя уже в 4 веке начинает перерождаться из языческого государства в государство христианское. Святого Георгия часто изображают на иконах в момент, когда он копьём поражает гигантского дракона. Появление такого изображения связано с событием, которое произошло уже после кончины святого. Церковное предание повествует, что рядом с ближневосточным городом Гевал в озере поселилась огромная рептилия. Жители Гевала боялись её и, начав почитать за божество, стали приносить ей человеческие жертвы. Во время одного из таких жертвоприношений и явился перед людьми удивительный всадник на коне и поразил рептилию копьём. Этим всадником, как вы уже догадались, был святой великомученик Георгий.
Святого великомученика Георгия принято называть «Победоносцем». Многие считают — это именование связано с тем, что Георгий приносит победу в военных действиях. Действительно, святого Георгия в России принято изображать на армейских знамёнах, а главным военным орденом у нас в стране долгое время считался орден святого Георгия. Традиция воинского почитания святого отразилась во многих памятниках культуры, например, в стихотворении «Георгий Победоносец» Николая Гумилёва.
Церковь не настаивает на исторической достоверности этого чуда. Она призывает христиан воспринимать победу святого Георгия над драконом как духовный образ борьбы добра и зла внутри каждого человека. Часто мы замечаем, что в нас живут плохие привычки, злые эмоции, недоброе отношение к людям. Это и есть дракон, олицетворение злого, с которым нам помогает бороться и побеждать Церковь по молитвам святого Георгия Победоносца.
В программе использованы материалы телеканала «Россия», телеканала «Культура», центра культурных инициатив «Сретение».
«Свет Христов». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) говорили о значении Света Христова и внутреннего света каждого христианина на основе книги святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Сила Моя в немощи совершается».
Разговор шел о жизни и трудах святителя Луки (Войно-Ясенецкого), о том, к какому свету призван каждый христианин, что к этому свету может приближать, а что, наоборот, отдаляет, а также что означают слова молитвы «Свет Христов просвещает всех».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Подарить жителям ПНИ возможность творить

Андрею 38 лет, с детства он практически ничего не видит. Один его глаз пострадал из-за травмы, а другой после неудачной операции. При этом мужчина создаёт поделки из керамики, рисует, увлекается ткацким мастерством и плетёт изделия из бисера.
Андрей – сирота. Много лет он живёт в психоневрологическом интернате, в Москве. Здесь же находится и его родной брат, у которого тяжёлая форма инвалидности. У самого Андрея с ментальным здоровьем всё в порядке, но много лет назад из обычного детского дома его решили направить именно сюда, потому что о незрячем юноше некому позаботиться.
Возможность развивать свои таланты в таких непростых обстоятельствах появилась у Андрея благодаря фонду «Адреса милосердия». Однажды про необычайно творческого жителя интерната узнала волонтёр фонда, Алла. Она сама инвалид по зрению, поэтому ей особенно захотелось поддержать Андрея. Так они подружились, и со временем молодой мужчина стал участником проекта «Открывая мир». В рамках него фонд «Адреса милосердия» проводит для людей из психоневрологических интернатов Москвы творческие занятия, экскурсии, интересные встречи и другие события.
Андрей, какие и многие подопечные фонда, будет жить в интернате всю свою жизнь. Поэтому возможность творческого самовыражения для него и всех остальных – это настоящая отдушина.
Чтобы люди с инвалидностью продолжали заниматься лепкой, живописью и другими видами творчества, необходимо обеспечить их материалами. Поддержать проект «Открывая мир» и его участников можно на сайте фонда «Адреса милосердия», в разделе «Им нужна помощь».
Также помочь можно, отправив СМС на номер 7715 со словом «Акция» и любой суммой через пробел, например, «Акция 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских гран
«Заповеди блаженства о миротворцах и изгнанных за правду». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в студии был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» и «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди;
Вторая беседа со священником Анатолием Правдолюбовым была посвящена заповедям блаженства о нищих духом и плачущих;
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена заповедям блаженства о кротких и алчущих правды;
Четвертая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена заповедям блаженства о милостивых и чистых сердцем.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер