Встречаются в литературе имена, которые ассоциируются исключительно с другими именами. Ну, например, когда мы говорим «Дон Кихот», на языке уже вертится имя другого персонажа Сервантеса — Санчо Панса. Или упоминание Шерлока Холмса неминуемо ведёт за собой мысль о докторе Ватсоне. По воле писателя эти литературные персонажи, их образы приобрели в нашем сознании гармоничное сочетание.
Встречается подобное и в реальной истории. Например, в церковной. Известно немало примеров, когда имена двух святых упоминаются, по большей части, только вместе. Это, например, создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий, врачи Косьма и Дамиан, русские князья Борис и Глеб. Но оно и понятно — ведь все перечисленные святые друг другу приходились братьями и благодаря своему родству вместе шли по жизненному пути, служили одной миссии. Однако есть в календаре Православной Церкви праздник, который на веки объединил имена совершенно разных, с первого взгляда, святых. Речь идёт об апостолах Петре и Павле, память которых празднуется Церковью 12 июля по новому стилю. Главное песнопение этого дня — тропарь — говорит о величии святых апостолов и силе их молитвы к Богу.
На современном русском языке текст этого песнопения можно передать так: «Первые по чести среди апостолов и великие учители веры, Пётр и Павел, молите Бога даровать мир людям и душам нашим великую милость свыше».
Мы уже настолько привыкли к совместному упоминанию этих святых, что искренне недоумеваем — а есть ли какая-то странность в том, чтобы праздновать память апостолов Петра и Павла в один день? Оказывается — есть. И весь парадокс состоит в том, что более не похожих, разных по характеру и жизненному пути святых, ещё нужно поискать.
Апостол Пётр по происхождению своему был человеком простым. Являясь сыном рыбака, он сам, до того как стал учеником Христа, занимался рыбацким делом. Жил тихой семейной жизнью в деревушке на берегу Генисаретского озера. Апостол Павел, напротив, принадлежал, как мы бы сказали сегодня, к интеллигенции. Он получил лучшее на тот момент религиозное образование — до обращения в христианство Павел вращался в элитной среде знатоков иудейских традиций.
Святой Пётр был одним из первых учеников Христа. Спаситель призвал его к апостольскому служению в самые первые дни Своей проповеди вместе с братом Петра — святым Андреем. Павел не видел Христа во время Его земной жизни. Более того, он долгое время не только не был апостолом, но даже считался одним из самых непримиримых противников христиан. Павел, до того как стать учеником Спасителя, фактически участвовал в убийстве первого христианского мученика — святого Стефана.
Казалось бы, до сих пор у нас есть только причины к тому, чтобы не поминать апостолов Петра и Павла вместе, в один день. Но почему же Церковь поступает наоборот? Причём поступает с самых ранних веков существования христианства. Есть неопровержимые свидетельства о том, что праздник памяти апостолов Петра и Павла появился ещё в первом веке по Рождестве Христовом. А в четвёртом столетии святой император Константин Великий построил в честь них два великих храма в столицах Римской империи — Риме и Константинополе. В русской православной традиции память святых Петра и Павла также всегда праздновалась совместно. И даже была закреплена на высоком государственном уровне. Император Пётр I начал постройку новой столицы России, Санкт-Петербурга, с основания Петропавловской крепости. Почему же Церковь с таким постоянством хотела поминать апостолов Петра и Павла именно вместе? По преданию, апостолы Пётр и Павел мученически закончили свою жизнь в один и тот же день. Это произошло в Риме во время гонений на христиан императора Нерона. Апостол Пётр был распят на кресте вниз головой, а апостол Павел был обезглавлен.
Действительно, апостолы Пётр и Павел больше других апостолов путешествовали с проповедью Христа по миру и основали множество христианских общин. Но есть другие, не менее важные причины совместного почитания этих святых.
Здесь обязательно нужно вспомнить один важный аспект церковного календаря. Главная особенность православных праздников состоит в том, что каждый праздник помогает понять, что именно человек должен сделать в своей жизни, чтобы идти путём святости и победить грех. Иными словами, каждый православный праздник учит нас тому, как спасти свою душу.
Праздник святых апостолов Петра и Павла учит нас сразу нескольким существенным вещам. Первая из них это то, что у каждого человека есть шанс изменить свою жизнь к лучшему. Мы подчас отказываем людям в такой возможности. Совершил человек ошибку, и мы ставим на нём крест. Называем его как угодно — неудачником, злодеем, даже мерзавцем. А вот Бог поступает иначе. Господь каждому из нас оставляет возможность исправить ошибки. Достаточно вспомнить, как Бог простил все грехи разбойнику, который висел на кресте справа от распятого Христа. Это произошло в тот момент, когда преступник осознал совершённые им грехи и оказался способным пожалеть невинно осуждённого Спасителя. Покаявшийся разбойник, как верит Церковь, стал первым человеком, вошедшим в Рай!
Таким образом, Евангелие свидетельствует, что Бог ценит каждого из нас. И жизнь апостолов Петра и Павла подтверждает, что любой человек имеет шанс на прощение своих грехов, если он искренно кается в них перед Богом.
День апостолов Петра и Павла — это ещё и призыв к миссионерству. Церковь, празднуя их память 12 июля по новому стилю, говорит нам — если ты сам испытал опыт покаяния, получил утешение в молитве, был свидетелем чуда, если ты обрёл дар веры, то не храни его только для себя — поделись им с другим, помоги и тому, кто рядом, почувствовать твою радость от встречи с Богом.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди