У нас в гостях были председатель Кипрского отделения Императорского Православного Палестинского Общества Леонид Буланов и секретарь Кипрского отделения Императорского Православного Палестинского Общества Неля Плешакова.
Разговор шел о деятельности и планах на будущее Императорского Православного Палестинского Общества на Кипре, а также о святынях кипрской земли и о том, как воссоздается в наше время древнейший паломнический путь через Кипр на Святую Землю.
Фильм Императорского Православного Палестинского Общества «Святые места Кипра» о 10 Византийских церквях Кипра можно посмотреть на YouTube канале радио Вера по ссылке:
Ведущий: Константин Мацан
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. Наши гости сегодня: председатель Кипрского отделения Императорского Православного Палестинского Общества Леонид Буланов. Добрый вечер.
Л. Буланов
— Добрый вечер.
К. Мацан
— И секретарь Кипрского отделения Императорского Православного Палестинского Общества Неля Плешакова. Добрый вечер.
Н. Плешакова
— Добрый вечер.
К. Мацан
— Как следует из названия, из тех должностей, которые мы объявляем, нетрудно догадаться, что мы сегодня поговорим про святыни Кипра, про Кипр, про работу Кипрского отделения Императорского Православного Палестинского Общества и про саму эту организацию, во многом легендарную, которую, я напомню, возглавляет Сергей Степашин, и часто об этом говорит. И множество тем открывается в связи с работой Православного Палестинского общества — и в историю можно углубляться, и связи прослеживать преподобномученицы Елисаветы Федоровны, и со всей историей русского присутствия в Иерусалиме на Святой Земле. Вот об этих многих вещах мы сегодня поговорим. К тому же, Кипр тоже в известной степени, в известном смысле часть Святой Земле. Вот в каком смысле? Вы киваете, Леонид. Что обычно в эти слова вкладывается?
Л. Буланов
— Ну, по воззрениям Русской Православной Церкви, Кипрской Православной Церкви — это остров святых. То есть там, где был апостол Павел, Варнава, Марк, и где проповедовали, и первый епископ это был Лазарь Четверодневный, друг Иисуса Христа. И церковь святого Лазаря находится в Ларнаке, это церковь IX века, построенная Византией, до сих пор она сохранилась. Кстати, штаб-квартира Кипрского отделения ИППО находится в Ларнаке. Я бы хотел сделать небольшую преамбулу. ИППО, действительно, как Сергей Вадимович говорит, это самая старая организация в России. Открылась она в 1882-м году. Цель ее была именно паломничество и пропаганда идей тогда Палестины. Израиля же не было, всё это были земли Палестины, то есть Святой Земли. А как такового Кипрского отделения не было, потому что все паломники ехали в основном из Одессы в Яффу, но прибывали на Кипр и осуществляли основное паломничество по пяти монастырям и церквям. Туда входила церковь святого Лазаря, Ставровуни, Святой Феклы, Киккский монастырь и монастырь Махерас. Вот это была цель. Но когда председателем стал Сергей Вадимович Степашин, 9-го апреля 2009-го года общим собранием, тогда еще в Счетной палате, было учреждено сделать представительство ИППО в Республике Кипр. И за достаточно краткое время, а наше присутствие особо нигде не ждали, надо сказать откровенно, за достаточно краткое время я и Неля Анатольевна Плешакова зарегистрировали юридически Императорское Православное Палестинское Общество на Кипре.
Тогда, когда мы зарегистрировали, было всего лишь 2 отделения — в Палестине в Вифлееме, и мы. Потом уже стали открываться зарубежные отделения, сейчас их, если я не ошибаюсь, без разной регистрации, 32 зарубежных отделения. Вот недавно открыли в Узбекистане и в Венгрии. А региональных более 60-ти отделений в Императорском Православном Палестинском Обществе. Я считаю, конечно, открытие не с факта юридической регистрации в Европе, а с факта 9-го апреля 2009-го года. Вот, то есть недавно 10 лет мы отмечали, сейчас уже 13 лет Кипрскому отделению. Работа проведена достаточно большая, как и с Кипрской Православной Церковью, так и с Русской Православной Церковью, так и с паломниками и так далее. Спасибо большое Сергею Вадимовичу. потому что он уделяет много работы именно с Кипрским отделением. И сделано очень много и много интересного.
К. Мацан
— Смотрите, Кипр — направление туристическое и многие наши соотечественники летом, особенно в допандемийные далекие времена, которые сегодня уже кажутся совсем ушедшими, когда было легко и возможно поехать на Кипр, конечно, для того, у кого такая возможность была. А вот ваша работа на этом острове, что добавляет к тем, может быть, стандартным маршрутам, по которым туристы могут пройти. Могут пройти, приехать, узнать про монастыри и их посетить. Вот чем здесь занимается, чем здесь помогает людям, как опекает людей Императорское Православное Палестинское Общество на Кипре? Неля Анатольевна, можно вас спросить об этом?
Н. Плешакова
— У нас было организовано паломничество в 2015-м году, которое организовало именно Кипрское отделение ИППО, мы подобрали очень необычный маршрут. Те люди, которые путешествуют по Кипру, они посещают самые такие известные места — это Киккский монастырь, Махерас, Ставровуни. Мы подобрали немного другой путь и показали такие необычные церкви.
К. Мацан
— А какие?
Н. Плешакова
— Например, монастырь Айя Напа, его мало кто посещает. Рядом церковь Айя Напа, это достаточно новая церковь, но в ней хранятся очень значимые реликвии. Также церковь святой Феклы, которая расположена на побережье.
Л. Буланов
— Паломничество в 2015-м году называлось «Кипрское отделение ИППО возвращается с паломничеством на Кипр», Сергей Вадимович одобрил это. Паломничество было в течение пяти дней. Состоялась большая конференция на Кипре. Дальше паломничество, после Айя Напы, Неля Анатольевна упомянула монастырь Айя Напской Божьей Матери, это по-нашему икона «Знамение». Эта икона и хранится там. На самом деле, она называется Айя Напская Божья Матерь. Кстати, Кипрское отделение ИППО проводило побратимство города Айя Напы и города Иванова 27-го сентября 2013-го года. И вот это паломничество состоялось. Потом паломники из Айя Напы уже поехали в Киккский монастырь, Махерас, как сказала Неля Анатольевна, в монастырь Ставровуни, знаменитый монастырь, который основан Еленой равноапостольной в 325-м году. Вот такая старина есть на Кипре. Неля Анатольевна позже прочитает небольшой доклад о 12 храмах ЮНЕСКО, которые на Кипре сохранились — VIII, IX, XII, XIV веков. Всегда возникает такой вопрос: а как вообще могли в Республике Кипр нынешней в части византийской сохраниться такие древние храмы? И храмы совершенно непохожие. Я даже радиослушателям посоветовал бы записать за Нелей Анатольевной и посмотреть в интернете. То есть тот храм, который мы воспринимаем сейчас и храмы VIII-IX веков, они совершенно не похожи. То есть мы можем перепутать с обычным домом с такой крышей. Даже там есть храм, охраняемый ЮНЕСКО, Николай под крышей, то есть это действительно дом, похожий на наши дома в Калининской, ныне Тверской области. Вот такие интересные храмы. B ЮНЕСКО достаточно опекает и дает деньги местным властям, чтобы за этими древностями смотрели.
Как удалось киприотам сохранить такую ценность? Вот вы, Костя, сказали, что делает Кипрское отделение ИППО? Во-первых, Кипрское отделение, статус его на Кипре — это Общественная европейская организация, которая работает, естественно, совместно с остальными общественными организациями, находящимися на Кипре. А руководство — это, прежде всего, ИППО в Москве, это Сергей Вадимович, как председатель. То есть наши цели — не работать с туристическими компаниями, у них свое. Наши цели — освещать, помогать. Я сегодня говорил перед отъездом с атташе по туризму, таким очень продвинутым менеджером мировым Димитрисом Димитриу, говорю ему, что я еду давать на радио «Вера» интервью. Он говорит: «Леонид, спасибо тебе. Ты очень заботишься о имидже Кипра. И очень хорошо его рассказываешь, продвигаешь. Мы это очень ценим». Вот он правильно сказал на конференции, которая была 21-го января в Императорском Православном Палестинском Обществе, что имидж страны, как и религиозный имидж, туристический, это очень много что значит. И он поблагодарил. Действительно, когда начинало работать Кипрское отделение, я начал с преамбулы, что в общем-то, ничего особо мы не знали о Кипре, такая вот парадоксальность его.
Сейчас и благодаря нашему сайту и многочисленным научным, гуманитарным публикациям, и Нели Анатольевны и моим статьям, мы видим огромнейший интерес к ближневосточному православию. В уставе ИППО написано, что интересы ИППО на Восточном Средиземноморье, то есть это Ливан, Израиль, Палестина, даже Египет, и в особенности, конечно, Кипр. То есть это те страны, которые находятся в Юго-Восточном Средиземноморье и являются хранителями истоков православия. Вот в этом интерес ИППО. Это интерес старинный, он идет еще даже с игумена Даниила, то есть с XII века, когда он посещал и описывал эти места, с Григоровича-Барского — вот откуда идет этот интерес. И он не угасал и не угасает до сих пор. Может быть, Кипрское отделение можно и сравнить с первыми паломниками, только уже просто другой совершенно волны. И тот материал, который скопили мы на своем сайте ИППО (www.ippo.ru), я советую всем посмотреть и почитать, потому что это, естественно, то, что может привлекать в описании храмов, потому что многие храмы люди не знают до сих пор. Неля Анатольевна стала говорить, предположим, они отдыхают в Айя Напе, на лучших пляжах Средиземноморья, на белом ракушечном песке. Внутри города находится знаменитый храм. Но где икона, как к ней подходить, мало кто знает. Конечно, такие вещи надо знать.
А как их увидеть? Ну, на сайте министерства туризма Республики Кипр там мало описывается. На сайте ИППО описывается много. И вы можете много узнать таким образом. Также и в поисковиках. Но путеводителей по Кипру, их мало, к сожалению. Костя, извини, я тебя перебиваю, но парадоксальность этого острова состоит в том, что это действительно скрытость определенная. Неля Анатольевна будет продолжать о храмах. Многие храмы находятся в горах Троодоса в труднодоступных местах. Наверное, туркам и не удалось за турецкое иго в течение 500 лет их разрушить именно за счет определенного своеобразия Кипра.
К. Мацан
— У нас сегодня в гостях: Леонид Буланов председатель Кипрского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, и секретарь этого отделения Неля Плешакова. И мы говорим о святынях Кипра, о присутствии ИППО, это Императорское Православное Палестинское Общество, на Кипре. И я скажу, акцентирую внимание наших радиослушателей, что фильм о святынях Кипра, который так и называется «Святые места Кипра», можно найти на YouTube-канале радио «Вера». А YouTube-канал радио «Вера» легко найти на сайте YouTube, если в поисковике набрать «радио «Вера» и увидеть наш небесно-голубой светлый логотип. И вот, по нему пройти, там этот фильм можно посмотреть, как такое видео-сопровождение нашей сегодняшней беседы. Леонид Алексеевич, вы упомянули, что у Нели Анатольевны есть подробная информация, доклад о, может быть, малоизвестных храмах Кипра, тех, которых туристы не знают, но если узнают, могут из туристов в паломников превратиться. Неля Анатольевна, можно вас попросить рассказать об этом?
Н. Плешакова
— Да, конечно. На Кипре в данное время насчитывается около 600 православных церквей. Все они очень красивые, величественные, являются храмами глубокой искренней веры. Но есть 12 храмов, входящих в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Эти церкви расписаны греческими мастерами в XI-XII веках. Евангельские сюжеты и сцены из жизни праведников и святых. Росписи сохранились до наших дней в очень хорошем состоянии. Представляю список этих церквей наследия ЮНЕСКО. Храм Богородицы Асину в Никитари. Эта церковь построена в XI столетии, храм Богородицы Асину считается музеем древних фресок и образов святых. Самые ранние настенные росписи датированы XII столетием. Церковь Преображения Христа в Палехори. Этот храм основан в начале XV столетия и расположен в горной деревне Палехори. Особая ценность храма — это его уникальные фрески. Церковь Честного Креста Агиасмати около Платанистаса. Уникальная в архитектурном и художественном плане византийская церковь. Возведена в конце XV столетия. Храм расписан одним из лучших мастеров того времени Филиппом Гулом. Церковь Святого Николая под кровлей в Какопетрии. Эта церковь построена в XI веке и хранит также в себе уникальные росписи того времени. Церковь Панагии Подиту в Галате. Возведена в 1502-м году греческим офицером Димитриосом де Короном и его супругой Еленой. Когда-то была церковью одноименного монастыря, прекратившем свое существование в XIX столетии. Фрески, украшающие церковь, сочетают византийские традиции и венецианские явления эпохи Возрождения.
Церковь святого Созомена в Галате. Построена на средства тринадцати жителей этой деревни в 1513-м году. Расписана также на средства одного из жителей соседней деревни, фрески в церкви сохранили цикл поствизантийских фресок. Церковь монастыря святого Лампадиста. Эта церковь монастыря XI века, состоит из трех соединенных храмов. Знаменита своими прекрасными фресками. В храме также хранится икона святого Иоанна Лампадиста письма 1543-го года, и мощи святого, очень почитаемого на Кипре. Церковь Пресвятой Богородицы в Мутулласе. Относится к типу церквей под крышей. Храм построен в 1279-м году, стиль фресок, которыми расписана церковь Панагии ту Мутулла представляет из себя сочетание византийской живописи XII века с элементами западного искусства. Имя автора фресок Панагии ту Мутулла не сохранилось. Церковь Архангела Михаила в Педуласе. Построена в 1474-м году на пожертвования священника Василиоса Хамадоса и украшена фресками знаменитого художника Минаса. Особую ценность представляет деревянный иконостас церкви, украшенный гербом латинской династии Луизианов и византийским императорским двуглавым орлом. Церковь Святого Креста в Пелендри. Построена в XIV веке в смешанном франко-византийском стиле. В церкви сохранились великолепные настенные росписи в византийском стиле, характерном для эпохи поздних Палеологов. Церковь святого Мамаса в Луврасе. Святой Мамас очень почитаем на Кипре как защитник налогоплательщиков и защитник от эпидемий.
Фрески храма святого Мамаса выполнены в 1465-м году одним из самых известных и талантливых живописцев того времени Филиппом Гулом. В церкви святого Мамаса он написал 85 фресок. Мощи святого Мамаса находятся в одноименном монастыре, который расположен в округе Морфу. Церковь Панагия ту Арака в Лагудере. Эта старинная византийская церковь знаменита уникальными фресками XII века, они представляют собой яркий пример византийского искусства, и когда-то она была церковью ныне уже несуществующего монастыря. В завершение хочется упомянуть о церкви святого Лазаря в Ларнаке. Она не входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, но является шедевром византийской архитектуры. Так же, как и иконостас относится к шедеврам резьбы по дереву. В церкви святого Лазаря хранятся мощи святого, а под алтарной частью два каменных саркофага, где они и хранились. Историческое паломничество Императорского Православного Палестинского Общества, которое состоялось в октябре 2019-го года, началось именно с церкви святого Лазаря.
К. Мацан
— Спасибо огромное за информацию. Поскольку на слух с первого раза, с одного раза непросто весь список воспринять, во-первых, наш разговор можно переслушать на сайте радио «Вера» (www.radiovera.ru). Во-вторых, в расшифровке к программе мы этот список поместим на сайте www.radiovera.ru, поэтому, кто заинтересуется и захочет конкретней узнать и, может быть, для себя маршрут составить по кипрской земле, дай Бог, будет возможность туда поехать, можно обратиться. Или на сайте ИППО наверняка всю эту информацию можно искать, чтобы по ней ориентироваться. Знаете, что меня зацепило — про покровителя налогоплательщиков. Очень милая, прекрасная деталь, святой Мамас. Я вот о чем хотел спросить. С одной стороны, мило, с другой стороны, как-то мы не всегда просто к такой народной религиозности относимся, к тому, когда люди, вот к этому святому нужно от головной боли идти молиться, к этому святому, когда проблемы с недвижимостью и так далее. А что вы о таком подходе думаете?
Л. Буланов
— Здесь всё очень просто, надо просто знать историю Кипра, который под игом кого только ни был: египтян, арабов, турок. Прежде всего турки… Знаете, тут можно сказать открытым текстом, что они убивали и грабили киприотов. Это происходило огромнейшее количество столетий. Кстати, мы сотрудничаем с Обществом дружбы, которое возглавляет Георгий Мурадов, Общество дружбы России, Греции и Кипра. И недавно выпустили памятную медаль Иоанниса Каподистрия, который и возглавил первое революционное движение по освобождению от турок Греции и Кипра. Более 500 только священников было казнено турками на Кипре, и десятки тысяч киприотов погибли в Греческую революцию. Поэтому вот это ограбление, которое шло, ну, у кого просить защиты? Конечно, у святого Мамаса.
К. Мацан
— Очень интересно. Вот у нас есть запись фрагмента выступления Сергея Степашина с той конференции международной, о которой вы говорите, где рассказывалось и о текущих делах Императорского Православного Палестинского Общества, о планах. Давайте послушаем фрагмент выступления Сергея Степашина, главы ИППО.
(Звучит фрагмент выступления.)
С. Степашин
— Для меня это тоже откровение, которое я узнал, о том, как русские люди в нашей стране узнавали и узнали Кипр. О том, что где-то далеко на востоке существует остров Кипр, на Руси догадывались с момента крещения в 988-м году, потому что он упоминался, как вы знаете, в Деяниях апостолов. И остров Кипр это действительно Святая Земля. Часто упоминается в рассказах паломников в Святую Землю, так как через него пролегал путь в Иерусалим. Остров упоминается также в летописях и посольских документах. Особенно много информации о Кипре было в XVII веке. Именно тогда возникает цикл литературных произведений об этом удивительном острове. Самое раннее описание острова русскими путешественниками датируется аж XII веком и в роли самого позднего средневекового свидетельства об этом острове святых служат записки Василия Григоровича-Барского, который посетил остров в 1726-27-м и в 1734-м годах. Описание благочестивого путешествия по святым местам, которое включает в себя и описание святынь, у него, кстати, были удивительные зарисовки, также сведения общего характера: о природе. о местных жителях, о дороге, о климате. И, конечно, очень много было рассказано о тех монастырях, которые он сумел посетить. Большинство из них, к счастью для Кипра, были сохранены. Но некоторые пришли в запустение. Вы знаете, что на Кипр тоже были нашествия. И именно воспоминания о них есть в описаниях данного путешественника и писателя.
Помимо письменных свидетельств, имеются свидетельства об искусстве, иконописи, изображения святых, которые связаны с Кипром — это и Лазарь, друг Божий, святитель Епифаний Кипрский, апостол Варнава. Первое сохранившееся и сегодня описание острова принадлежит черниговскому игумену Даниилу. Даниил оказался на острове в начале XII века, и сейчас считается, что его путешествие имело место в 1104-м и в 1106-м годах, вскоре после завоевания острова, как вы знаете историю, Ричардом Львиное Сердце, который, собственно говоря, с Кипра направлялся в Иерусалим, как он считал, освобождать его. Описание Кипра у Даниила лаконичное, при этом насыщено конкретными фактами, остров представляется в нем, как реальное место с конкретным государственным устройством, как огромный остров реликвий, где хранятся святыни и, как писал Даниил, творятся чудеса. Описание Даниила содержит ценные сведения, и они основаны на его богатом опыте. Во-первых, он описывает остров целым, констатируя, что Кипр большой и богатый. На острове в то время трудилось 24 епископа, которые были объединены под властью единой митрополии. Епископ был подобен губернатору и, в общем, обладал достаточно большой властью.
Вы знаете, что и сегодня Церковь на Кипре не отделена от государства и имеет достаточно большие полномочия и влияние, в том числе и на государственную и политическую жизнь. Даниил далее описывает драгоценную выдающуюся реликвию, по мнению основателя, исходившего остров паломника, Крест царицы Елены. Все русские паломники, которые посещали вслед за ним, скорее всего, знавшие о реликвии благодаря Даниилу, непременно посещают монастырь Честного Креста и рассказывают о нем. Также Даниил паломник описывает фантастическую деталь после посещения монастыря Ставровуни, основанного царицей Еленой, где, как он пишет дословно: «Крест висит в воздухе, ничем на земле не поддерживаемый». Еще одна немаловажная деталь насыщенного рассказа Даниила повествует о том, что на Кипре производится фимиам, то есть достаточно редкий росный ладан. Кстати, он и сейчас на Кипре производится. И Даниил пишет, что ладан собирают с невысоких деревьев, которые растут в горах, и что он выпадает на эти деревья с небес, как он считал, в июле-августе месяце. По мнению паломника, на острове святых даже ладан появляется чудесным образом. Вот эти два первых свидетельства, конечно, являются, наверное, основными, интересными и главными в изучении и познании Кипра нашими согражданами.
К. Мацан
— Это был голос Сергея Степашина, председателя Императорского Православного Палестинского Общества, о работе которого, в частности на Кипре, мы сегодня говорим. У нас сегодня в гостях: Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения ИППО, и секретарь этого отделения Неля Плешакова. У микрофона Константин Мацан. Мы скоро вернемся, не переключайтесь.
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня: Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, и секретарь этого отделения Неля Плешакова. Мы говорим, как следует из представления гостей, о работе ИППО на Кипре. Я напомню, что на YouTube-канале радио «Вера» можно найти фильм «Святые места Кипра», как такое видеосопровождение к нашему сегодняшнему разговору. Но я знаю, Леонид Алексеевич, что у вас еще один фильм есть — видеопродукция о святынях Кипра множится. Расскажите об этом.
Л. Буланов
— У меня официально два фильма, не считая интернетовских, где я продюсер. А фильм под редакцией Сергея Вадимовича Степашина. Это первый его визит в 2018-м году в октябре-месяце. Фильм называется «Миссия веры и милосердия». То есть Кипрское отделение ИППО в Республике Кипр в Тамасосской и Оринийской епархии, у митрополита, соответственно, Тамасосского и Оринийского Исаии, на территории церкви Андрея Первозванного и Всех святых, в земле Русской просиявших, открывало стелу и памятную доску на двух языках — греческом и русском, посвященных столетию со дня мученической гибели Елисаветы Федоровны или святой Елисаветы, являющейся вторым председателем ИППО с 1905-го по 1917-й годы. Была открыта памятная доска, этому была посвящена моя книга на английском и русском языках и фильм «Миссия веры и милосердия». Этот фильм, я думаю, что он уже достаточно знаменит, его показывал канал «Культура» и канал «Спас», и канал «Союз», и неоднократно. Также он представлялся мною и Нелей Анатольевной, нашим секретарем, и Сергеем Вадимовичем в Доме русского зарубежья имени Солженицына. Там была премьера.
А второй фильм, он классически был посвящен паломничеству, где было открытие памятной доски, в том числе на церкви Андрея Первозванного и Всех святых, в земле Русской просиявших. Это уже фильм «Паломничество Россия—Кипр—Святая Земля». Вы также можете этот фильм найти в открытом доступе, пожалуйста, набирайте в YouTube, он будет. Даже, по-моему, на телеканале «Спас». И также создана мной одноименная книга «Паломничество Россия—Кипр—Святая Земля» на английском и русских языках, где и официальный визит Сергея Вадимовича к президенту Республики Кипр, к председателю парламента Деметрису Суллурису, и к архиепископу Кипра Хризостому II. Что здесь хочется отдельно отметить. Паломничество было названо «Через 100 лет возвращаемся с паломничеством по пути Кипр — Святая Земля». Вот это время, начало октября, точнее, даже 5-го октября 2019-го года был особенным. ИТАР ТАСС написал, что Сергей Степашин открыл паломничество, Никосия одобрила. И все практически агентства мировые, это можно просмотреть, писали эту новость. То есть, казалось бы, такое, может быть, небольшое событие, и не сотни, а десятки паломников ИППО с различных регионов страны в том числе и из зарубежных отделений открыли паломничество, а интерес был огромнейший.
К. Мацан
— У нас еще есть запись с той же конференции, о которой мы сегодня говорим, иеромонаха Давида (Алексеева), настоятеля Коневского монастыря в Санкт-Петербурге. Я тоже предлагаю ее послушать. А потом одну мысль, которая там прозвучала, мне хотелось бы подробней обсудить.
(Звучит запись с конференции.)
Иером. Давид (Алексеев)
— Темой нашей встречи является то, что Россия и Кипр друзья на века. Вы знаете, наверное, такой факт, что перед тем, как священнослужителя допустить до службы в Иерусалимский храм Гроба Господня, каждый раз перед каждым богослужением Святейший Патриарх Феофил, который сейчас занимает кафедру Иерусалимскую, он всегда говорит такую вещь, что Палестина — это пятое Евангелие. И этим он объясняет, что всё, что приехал увидеть человек на эту землю, это как раз будет повествовать ему о Боге, будет повествовать ему о Христе. И все мы прекрасно понимаем, что Кипр тоже является частью этого Евангелия и частью этой Земли Святой, потому что на ней отразились те евангельские события, о которых мы с вами читаем в Священном Писании. Это история святого праведного Лазаря, путешествие апостола Павла и других. И Кипр это одна из древнейших церквей мира, в которой зарождается и развивается христианская жизнь. Для нас особенно интересна самобытность Кипрской Церкви, ее истории, которую не поглотила история Византийская, напротив, лишь подтвердила ее статус церковной независимости. Несмотря на относительно небольшую площадь, Кипр всегда являлся центром общения и взаимодействия разных культур, и потому опыт их взаимоотношений отразился не только на архитектурных особенностях, которые мы сегодня видели, но и на жизни Церкви. Проповедь о Христе, защита своей веры и суверенитета явила много подвижников и национальных героев. Это очень сближает нас с Кипром сегодня. Поэтому развитие дружественных отношений с Кипром очень важно для всех нас.
Огромное количество древнейших святынь, вот это духовное путешествие, это всё приводит к тому, что человек получает религиозный опыт. То есть посещение святых мест, общение с подвижниками, монахами и служителями церкви является таким прикосновением ко Христу, оно отражается в сердце самих паломников, это молитва и реальное прикосновение к жизни святых, особо почитаемых у нас. Например, мощи праведного Лазаря Четверодневного, апостола Варнавы, святителя Спиридона Тримифунтского, который тоже жил и проповедовал на Кипре, — это всё и будет результатом паломничества. К тому же, сегодня у нас появилась возможность молиться и в таких храмах, в которых наши соотечественники могут молиться на знакомом языке. Я имею в виду храм апостола Андрея Первозванного и Всех русских святых. И рассуждая о плодах, хочу привести пример русского паломничества. Об этом может рассказать история основания Коневского монастыря, в котором я живу. Преподобный Арсений Новгородский, инок, в конце XIV века отправился на гору Афон и, посетив один монастырь, остался в нем на два с половиной года, стяжав уважение братьев. За добросовестность и за молитвенность игумен дал ему икону Божьей Матери и отправил основывать монастырь к себе обратно на родину. И вот так в XIV веке он основал Коневский монастырь, который уже 600 лет сияет для нас своей святыней. И вот благодаря вот этим плодам, плодам его паломничества, мы видим, что в России основываются монастыри.
Также можно упомянуть и других святых, которые также посещали Палестину и святую гору Афон, многие другие места, и Кипр также, который является огромным памятником не только архитектуры, а духовности. Мы понимаем, что всё это, всё то, что видели люди, они привезут к себе на родину. И кроме тех святых, которые решили всю свою жизнь положить на служение святыне, я сейчас, конечно, имею в виду святителя Порфирия (Успенского) и архимандрита Антонина (Капустина), которые решили полностью посвятить себя служению Святой Земле, мы ожидаем, что результат этого паломничества, о котором мы говорим, это будет, есть такой термин, который мы применяем, «апостолат мирян». То есть это та деятельность людей, которые прикоснулись ко Христу, прикоснулись ко святыне и потом произвели для своей страны и для своей Церкви, и, может быть, и для Церкви всего мира, для Церквей какие-то особые плоды, то есть совершили свое миссионерское служение. И поэтому мы с надеждой смотрим на процесс паломничества, потому что это не только туризм, не только посещение мест и каких-то личных переживаний внутренних сердца, а, конечно же, это наше будущее, это наши святыни, это развитие церквей, это культурное сотрудничество.
К. Мацан
— Иеромонах Давид (Алексеев), настоятель Коневского монастыря в Санкт-Петербурге — это был его голос, фрагмент выступления на международной конференции Императорского Православного Палестинского Общества. Вот, сказал отец Давид о том, что парадоксальным образом кипрское православие не просто часть греческого и не просто часть византийского. То есть каким-то образом на этом маленьком острове, несмотря на его языковую интеграцию в византийскую и греческую культуру, религиозность сохранилась со своими особенностями. Что это за особенности и как вы это чувствуете, когда там бываете?
Л. Буланов
— Знаете, Костя, вы говорите очень грамотно. У меня такое ощущение, что или вы жили на Кипре или очень хорошо знакомы с этой темой.
К. Мацан
— Я не жил, но Кипр был первой заграницей, в которую я поехал, когда мой папа работал там, когда я был в первом классе в далеком 1993-м году.
Л. Буланов
— Вот чувствуется, что вы его любите, чувствуется. Иеромонах Давид (Алексеев) мой друг. И я хочу, пользуясь эфиром. поблагодарить его: спасибо большое. При визите Сергею Вадимовичу он помогал и как священник, и во втором визите помогал паломникам тоже как священник. Это, действительно, на мой взгляд, выдающийся священник нашего времени. Он участвовал в конференции. И, что самое главное, я называю таких монахов продвинутыми богословами, которые видят сущность происходящего. Я затрагивал уже тему, о чем говорил отец Давид, то, что удалось все-таки Кипрской православной Церкви сохранить многое в истории. Ведь, по сути говоря, может быть, у нас считается принятие христианства еще молодое, а они-то его приняли с самого начала. То есть даже если вспомнить, Святая Мария ехала на Кипр для того, чтобы вручить одежды другу Христа Лазарю, но Её корабль путем шторма и бури отнесло на Афон. И Она оказалась там. То есть первоначально Она ехала к святому Лазарю. Потом Она вернулась и подарила расшитые одежды уже епископу святому Лазарю.
Вот, как началась эта история, почему остров святых. То есть, по догматам Кипрской Церкви, Мария, Матерь Божья, была на Кипре в Ларнаке. Действительно, остров наидревнейший, то есть здесь можно даже поспорить. Самые древние места с раскопками на Кипре, то есть основателем Ларнаки или Кипра считается внук Ноя. То есть древностей там… Вот недалеко от нашей штаб-квартиры недавно были раскопки, где откопали катакомбную церковь неизвестную абсолютно, рядом с церковью Фанеромени. Это недалеко от церкви святого Лазаря, может быть, в 15 минутах ходьбы. Вот, удалось киприотам. Тот, кто знает ближневосточную историю, религию, как удалось им, это трудно сказать. Наверное, может быть, Божья Матерь покрывалом таким защитным накрывала, чтобы сохранить те древности, из которых идут истоки православия.
К. Мацан
— А вас лично какие святыни Кипра больше всего трогают?
Л. Буланов
— Вы знаете, там очень много святынь. Меня лично трогают все те пять монастырей, которые приняты РПЦ для паломничества на Кипр. Я их уже называл — это церковь святого Лазаря, монастырь Ставровуни в предгорьях Троодоса, монастырь святой Феклы, эти два монастыря основала святая Елена равноапостольная, мать Константина. Монастырь Махерас и Киккский монастырь. Кстати, достижение ИППО в православии — Киккский монастырь это один из древних монастырей и красивейших, как называют на Кипре, богатых, дал Кипрскому отделению первым отснять икону, запрещается потому что снимать икону Киккской Божьей Матери или «Милостивой» иконы. Мы первые опубликовали в интернете ее снимки. А также отснять их музей. Так же к нам хорошо отнесся и Махерасский монастырь, он находится на территории митрополита Томасосского и Оринийского Исаии. Он также нам дал снять икону Просящей Махерасской Божьей Матери. Почему Махерасской — потому что Махерас, «махера» по-гречески «нож». И сама легенда гласит о том, что шел свет из пещеры, который увидел монах Неофит издалека, кстати, из района Айя Напы. где они поселились…
К. Мацан
— Кстати, Неофит это имя.
Л. Буланов
— Да, Неофит это имя, монах Неофит. И они пошли на этот свет, который был в горах Троодоса. Придя, они увидели пещеру, которая была зарощена кустарником. Ну, кто был на Кипре, тот знает, что там кустарники, не пройдешь. И рядом лежал нож. Они открыли проход и увидели икону, из которой идет свет. Это Махерасская Божья Матерь, которая поднимает так руки, как бы просящая, к Богу, поэтому Божья Матерь ножа. Может быть, для нас такое непонятное название, но я просто расшифровал его, как, например, Киккская Божья Матерь — это милостивая. Конечно, это места, которые завораживают и красотой, где находятся монастыри и красотой убранства, религии, религиозных служб, подхода, доброжелательности людей, монахов и так далее. Будучи в паломничестве, я еще некоторых паломников даже и разбудил. Почему называется Киккский монастырь? Там есть такая птичка, называется кикко, она очень своеобразно кричит, именно по ночам. И водится она только в этом районе. И некоторые называют Киккскую Божью Матерь, она была названа именно по поводу птицы, как будто она говорит «кикко», вот так кричит. Местные жители говорят, что как будто она дает понять, что Божья Матерь здесь. Поэтому такое было название, очень своеобразное.
Конечно, если говорить о митрополите Никифоросе, который является настоятелем этого монастыря, наместнике архимандрите Агафонике, конечно, это люди, так скажем, из которых, мне кажется, из которых идет свет, и очень высокого уровня, и понимающие о том, что они делают, глубоко. Об этом можно, наверное, очень долго рассказывать. Я думаю, что надо посмотреть и мои фильмы в том числе.
К. Мацан
— Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, и секретарь этого отделения Неля Плешакова сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». У меня такой вопрос сугубо практический. Нас сейчас люди слушают, как им глубоко, подробно и разнообразно так вкусно рассказывают о Кипре. А сейчас какая там ситуация? Туристы из России легко могут туда ехать? Нужны ПЦР-тесты или прививки обязательно?
Л. Буланов
— Вы знаете, эти вопросы мне задают, присылают на электронную почту. Вообще, просто открыто. У кого нет прививки, то ПЦР-тест. Но лучше ехать с вакциной.
К. Мацан
— А «Спутник» российский там признается?
Л. Буланов
— Да, конечно, признается. Израиль стал его признавать, то, что касается Святой Земли, он уже открывает. Но летает не очень много. Автобусы с туристами собираются в тот же Киккский монастырь. У нас есть представительство в Пафосе, там есть знаменитый знаток Кипра Федор Лавриков. Вот, я ему звонил, он говорит: «Да, в автобус пускают и с ПЦР-тестом и с вакциной». То есть с нашими документами по вакцине. Может быть, обстоятельства будут несколько жестче, но пока так. Я сам по профессии врач, профессор, академик РАЕН, и я советую делать вакцину. Мы просто этого не избежим, и люди, которые этому сопротивляются, они не то что будут ухудшать ситуацию, но во многих случаях, действительно, это правильно говорят, что они не только будут вредить себе, но и окружающим. И в данном случае, конечно, паломник должен относиться к этому внимательно.
К. Мацан
— А если говорить о разнице православия русского, палестинского, то есть иерусалимского и греческого. Понятно, что православие оно православие, единый Символ веры един, но тем не менее понятно, что в каждой культуре, в стране — неслучайно сложились разные Патриархаты: Вселенский (Константинопольский), Иерусалимский, Московский. Есть какие-то свои особенности, которые не нарушают главного в единстве, но во второстепенном являют разнообразие, свободу. А вот как вы это переживаете? Вот, я могу честно признаться, я очень люблю оказываться в храмах византийской традиции, они часто архитектурно другие, нежели те, что мы привыкли видеть в Москве, например, где я живу. Я каждый раз для себя пытаюсь сформулировать вот эту вот эмоциональную разницу в ощущениях и никак не могу, она от меня ускользает. А вот как вам кажется, как вы это переживаете? Или нет никакой разницы?
Л. Буланов
— Я думаю, что здесь и переживания не должно быть, надо относиться очень просто — есть разница в праздниках по григорианскому календарю, и тот и тот упоминается, на Кипре к этому относятся просто. То есть если ты киприот и у тебя Кипрская Церковь, они, соответственно, признают русский тот праздник. Есть священники на Кипре, это три церкви: Андрея Первозванного, церковь иконы Божьей Матери Семистрельной в Алефрико и почти уже построилась в Лефкосии — там идет русская служба. Но РПЦ нисколько не против службы кипрской, здесь нет никакой разницы. Есть некоторые особенности, но всё это — Православные Церкви. И потом, не надо забывать, что мы приняли византийскую религию православную, это не нужно забывать. Просто мы сейчас говорим о истоках православия, которое в том числе на Кипре сохранилось очень здорово. Даже такие сохранения не произошли во многом на Святой Земле, потому что многое было разрушено за счет войн. Если знать кипрское православие, поскольку здесь сидят специалисты, мы там увидим более сохранившиеся вещи, потому что многое перестраивалось.
К. Мацан
— Чисто архитектурно?
Л. Буланов
— Ну вот, Неля Анатольевна Плешакова, наш секретарь, она как раз зачитала доклад о 12 византийских церквях, которые являются истоками. Я говорил о храме Ставровуни, святой Феклы, 325-й год. Не впечатляет, Костя?
К. Мацан
— Меня вообще всё впечатляет.
Л. Буланов
— Я думаю, что такое трудно найти. В Ставровуни можно проходить только мужчинам, женщин мы не видели. Может быть, они рядом, в храме Всех святых. Когда вы заходите в Ставровуни, в сам монастырь, к сожалению, он сейчас закрыт в связи с пандемией, Ставровуни закрыт, насколько я знаю, если я не ошибаюсь, и центральный храм монастыря Махерас закрыт. Но сам монастырь открыт. Вы заходите — это какая-то древность, вот ничего… Если вы будете на Кипре еще раз, съездите в Ставровуни обязательно, не пожалейте время. Это мужской монастырь, там не очень много монахов. Но когда вы заходите внутрь, где часть святого Креста, сомнений не остается. Кстати, по описанию игумена Даниила, когда он был, и до Х века, и видел он это сам, как это описывается в летописи, этот Крест летал — то есть он улетал сам из монастыря и висел над монастырем в воздухе. Это описывается в летописи. Верим мы этому или не верим, но в летописи это указано, и Даниил, игумен, первый паломник, указывал об этом.
К. Мацан
— А разделение Кипра на Северный и на Южный, на греческий и турецкий, вот эта вся эта политическая ситуация как-то сказывается на том, как передвигаются паломники, как они там живут, как они там бытуют?
Л. Буланов
— Ну, проезда во время пандемии практически не было между Северным и Южным Кипром. Сейчас он потихоньку восстанавливается и только периодически. Есть несколько святынь на Северном Кипре. Северный Кипр не признан никем, кроме Турции, поэтому соответствующее отношение. Паломники могут проехать, но я бы здесь на месте паломников все-таки бы посоветовался со священниками и с туристическими группами, потому что они ездят достаточно редко. Там на мысе находится известный монастырь Андрея Первозванного и монастырь Варнавы — это недалеко от Фамагусты. Монастырь и там же пещера, где был захоронен святой Варнава. Это, конечно, достаточно серьезно. Например, на мысе, где находится монастырь Андрея Первозванного, там по легенде он вышел, ударил посохом, и идет вода, то есть там источник. И почему поражает это, потому что вообще на Кипре найти воду сложно. А в море идет пресный источник на этом месте. И рядом с этим местом стоит монастырь. Но сейчас с трудом турки разрешили его реконструировать, но с проездом я был бы аккуратен. Хотя он есть — по паспорту через зону, охраняемую войсками ООН, пожалуйста. Некоторые ездят, некоторые киприоты. Сами власти против этого. Но это бывает. Да, это можно сделать, даже самостоятельно на машине возможно.
К. Мацан
— Что в планах у Кипрского отделения ИППО?
Л. Буланов
— В планах в этом году провести паломничество, в 2022-м году по другим храмам. Конференция одобрила паломничество, по решению конференции было одобрено паломничество по пути, что прочитала Неля Плешакова, наш секретарь, по 12 храмам ЮНЕСКО. Или взять какие-то из этих храмов в этот этап. Я думаю, что соберется достаточно большое количество народу. И я думаю, что это будет освещаться. Смотрите за радио «Вера» и за каналом «Спас», «Союз» и другими новостями.
К. Мацан
— Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу. Я напомню, что мы сегодня говорили о православных святынях Кипра. И одноименный фильм, который так и называется «Святые места Кипра», можно найти на YouTube-канале радио «Вера». А YouTube-канал радио «Вера» в YouTube ищется по нашему светло-голубому логотипу. В гостях у нас сегодня были: Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, и секретарь Кипрского отделения ИППО Неля Плешакова. У микрофона был Константин Мацан. Спасибо большое. Я желаю, чтобы у всех наших сегодняшних радиослушателей, и не только сегодняшних, была возможность, силы и состояние здоровья святыни Кипра посетить.
Л. Буланов
— Спасибо большое. До свидания.
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
Грех в море любви. Евгений Сулес
Грех часто, а может быть, всегда несёт вслед за собой печаль. Особенно, когда ты уже долго в церкви, а с чем-то до сих пор так и не смог справиться. Стоишь уже годы на месте, вместо того чтобы преумножать дары. А в чем-то даже стал хуже. Ушла чистота, выдохлась первая любовь. А ведь кому много дано, с того много спросится. И от всех этих мыслей становится невесело на сердце.
И, казалось бы, это очень правильные для христианина, покаянные мысли. Но есть в них что-то от лукавого. И вот, мне кажется, что. В этих мыслях мы теряем надежду, упускаем из виду милость, забываем про любовь. И делаем себя как бы сильнее Бога. Сейчас объясню, что я имею в виду. Выходит, что мой грех, пусть даже самый большой, сильнее Божией любви, Божией милости и Божьего прощения. Но это не так. Нет такого греха, который Бог не смог бы простить. Самый страшный мой грех — капля в море, даже не в море, а в океане Божьей любви.
Но это не значит, что тогда можно грешить: Бог всё простит. Нет. Грешить не надо, бороться с грехом нужно, он наш враг. Но не потому, что Господь не сможет простить и не простит, а потому что всякий грех встаёт между мной и Богом, отделяет меня от Источника Жизни.
Бог никого не наказывает, но с любовью предупреждает о вещах, которые отдаляют нас друг от Друга. Господь жаждет встречи с нами. Он всегда при дверях и только ждёт, когда мы Ему отворим. А чтобы отворить Ему, нужно как раз отвернуться от греха и повернуться к двери, за которой Господь. В некотором смысле, грех — всё, что нас от Бога отвлекает, уводит в сторону, вглубь комнаты, подальше от заветной двери.
Автор: Евгений Сулес
Все выпуски программы Частное мнение