
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 37 зач., XV, 35-41.
35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; 40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, 41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Пятое столетие для Византийской империи началось не самым лучшим образом. Тогдашний император Аркадий и его супруга Евдоксия вступили в конфликт с Константинопольским Патриархом Иоанном по прозвищу Златоуст. Иоанна, человека святой жизни, они невзлюбили за его прямоту — святитель действительно не отличался дипломатичностью. Он бесстрашно обличал нравы царского двора во время проповедей. В особенности доставалось от него императрице Евдоксии, которую он даже назвал Иродиадой (нечестивой царицей, погубившей Иоанна Крестителя). Честолюбивая женщина не умела прощать обиды, потому и замыслила избавиться от непокорного Патриарха. Над Златоустом было решено устроить суд. Для того, чтобы разбирательство имело авторитетный вес, в Константинополь был приглашен другой известный святой того времени — Епифаний Кипрский. Епифаний был человеком горячим. Императорская чета ввела святителя в заблуждение, и тот поверил всем обвинениям в адрес Златоуста. Прибыв в Константинополь, кипрский епископ начал открыто демонстрировать, что считает святителя Иоанна еретиком. Епифаний совершал богослужения в Константинополе без согласия Иоанна. Правда, через какое-то время святитель понял свою ошибку, отказался участвовать в суде и решил покинуть Константинополь. Перед отъездом Епифаний получил письмо от Иоанна. В нем говорилось: «Брат Епифаний! Я слышал, что ты советовал изгнать меня; так знай же, что ты не увидишь более своего престола». Кипрский епископ ответил гонимому Патриарху: «Иоанн! мужайся в своих страданиях и знай, что ты не достигнешь того места, куда тебя изгонят». Пророчества обоих святых исполнились. Златоуст умер в ссылке. Епифаний же скончался на борту корабля, так и не достигнув Кипра.
Похоже, даже святые люди могут поссориться друг с другом. Сегодняшнее чтение из книги Деяний тоже говорит нам о ссоре между близкими друзьями и тоже святыми — апостолами Павлом и Варнавой. Трудно представить, но причиной разлада стал апостол и евангелист Марк. Он в какой-то момент отказался сопровождать Павла и Варнаву в их миссионерском путешествии и отправился в Иерусалим. Впоследствии Варнава хотел снова привлечь Марка к делу проповеди, Павел же посчитал Марка непригодным для этой деятельности. В итоге, пути друзей разошлись. Варнава вместе с Марком отправился на Кипр, а Павел с новым помощником начал миссионерствовать в городах провинции Сирия.
Чему может научить сегодняшнее чтение? Тому, что даже самые близкие люди могут причинять нам страдания, обижать нас. Но не стоит отчаиваться. Мы призваны терпеливо переносить немощи ближних и помнить, что источник нашей внутренней силы находится во Христе. В наших скорбях Его Божественная сила проявляет себя сильнее всего. Нетрудно отвечать оскорблением на оскорбление, злобой на злобу. Гораздо сложнее погасить тьму собой, в себе. Для этого нужно хранить веру в Спасителя, Который много претерпел как от язычников, так и от иудеев, пережил предательство апостолов, их непонимание и неверие и, в конце концов, умер за всех, показав всему миру любовь Божью! Стойкость в верности Христу поможет и нам перенести испытания жизни. В том числе и те, что возникли благодаря близким нам людям.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер