
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 37 зач., XV, 35-41.
35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; 40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, 41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Пятое столетие для Византийской империи началось не самым лучшим образом. Тогдашний император Аркадий и его супруга Евдоксия вступили в конфликт с Константинопольским Патриархом Иоанном по прозвищу Златоуст. Иоанна, человека святой жизни, они невзлюбили за его прямоту — святитель действительно не отличался дипломатичностью. Он бесстрашно обличал нравы царского двора во время проповедей. В особенности доставалось от него императрице Евдоксии, которую он даже назвал Иродиадой (нечестивой царицей, погубившей Иоанна Крестителя). Честолюбивая женщина не умела прощать обиды, потому и замыслила избавиться от непокорного Патриарха. Над Златоустом было решено устроить суд. Для того, чтобы разбирательство имело авторитетный вес, в Константинополь был приглашен другой известный святой того времени — Епифаний Кипрский. Епифаний был человеком горячим. Императорская чета ввела святителя в заблуждение, и тот поверил всем обвинениям в адрес Златоуста. Прибыв в Константинополь, кипрский епископ начал открыто демонстрировать, что считает святителя Иоанна еретиком. Епифаний совершал богослужения в Константинополе без согласия Иоанна. Правда, через какое-то время святитель понял свою ошибку, отказался участвовать в суде и решил покинуть Константинополь. Перед отъездом Епифаний получил письмо от Иоанна. В нем говорилось: «Брат Епифаний! Я слышал, что ты советовал изгнать меня; так знай же, что ты не увидишь более своего престола». Кипрский епископ ответил гонимому Патриарху: «Иоанн! мужайся в своих страданиях и знай, что ты не достигнешь того места, куда тебя изгонят». Пророчества обоих святых исполнились. Златоуст умер в ссылке. Епифаний же скончался на борту корабля, так и не достигнув Кипра.
Похоже, даже святые люди могут поссориться друг с другом. Сегодняшнее чтение из книги Деяний тоже говорит нам о ссоре между близкими друзьями и тоже святыми — апостолами Павлом и Варнавой. Трудно представить, но причиной разлада стал апостол и евангелист Марк. Он в какой-то момент отказался сопровождать Павла и Варнаву в их миссионерском путешествии и отправился в Иерусалим. Впоследствии Варнава хотел снова привлечь Марка к делу проповеди, Павел же посчитал Марка непригодным для этой деятельности. В итоге, пути друзей разошлись. Варнава вместе с Марком отправился на Кипр, а Павел с новым помощником начал миссионерствовать в городах провинции Сирия.
Чему может научить сегодняшнее чтение? Тому, что даже самые близкие люди могут причинять нам страдания, обижать нас. Но не стоит отчаиваться. Мы призваны терпеливо переносить немощи ближних и помнить, что источник нашей внутренней силы находится во Христе. В наших скорбях Его Божественная сила проявляет себя сильнее всего. Нетрудно отвечать оскорблением на оскорбление, злобой на злобу. Гораздо сложнее погасить тьму собой, в себе. Для этого нужно хранить веру в Спасителя, Который много претерпел как от язычников, так и от иудеев, пережил предательство апостолов, их непонимание и неверие и, в конце концов, умер за всех, показав всему миру любовь Божью! Стойкость в верности Христу поможет и нам перенести испытания жизни. В том числе и те, что возникли благодаря близким нам людям.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер