Деян., 35 зач., XIV, 20-27.
20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, 25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; 26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.
27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Что может быть общего у Священного Писания и комиксов о супергероях? Странный вопрос, не правда ли? Тем не менее, кое-что общее внимательному читателю отыскать удастся. Подчас великих проповедников Слова Божия современники принимали именно за сверхлюдей, богов, спустившихся на землю. В сегодняшнем чтении из книги Деяний святых апостолов мы узнаем, как апостолы Павел и Варнава завершили большое миссионерское путешествие по городам Малой Азии. Им пришлось дважды побывать в городе Листра. Второе посещение Листры выдалось для Павла и Варнавы намного спокойнее первого. Ведь во время первого прихода апостолов местные жители посчитали за богов, спустившихся с Олимпа. Иными словами — за супергероев. Произошло это совершенно неожиданно. Павел и Варнава проповедовали на улице и исцелили нищего хромого. Собравшийся народ сильно удивился случившемуся и начал ликовать. Павел и Варнава считали, что еще немного и жители Листры поверят во Христа. Однако произошло иное. Толпа провозгласила — это боги спустились к нам с небес и творят чудеса. Варнаву назвали Зевсом. А Павла — Гермесом, так как он явно владел красноречием. Среди собравшихся находился языческий жрец. Он тут же подсуетился и привел волов, чтобы принести их в жертву в честь новоявленных Зевса и Гермеса. Ужасу апостолов не было предела. Они стали слезно просить жителей Листры не делать ошибки, начали говорить, что чудо совершилось по милости Божией. Сами же Павел и Варнава — обычные люди. Народ прислушался к увещеваниям апостолов. Жертва была отменена. Жители Листры затем в течение нескольких дней приходили послушать проповеди Павла и Варнавы. И всё шло хорошо. Но тут в город прибыли знатоки ветхозаветного закона и стали распространять ложные новости. Что апостолы обманщики, проходимцы и слушать их нельзя. В результате город, который еще пару дней назад восхищался Павлом и Варнавой и именовал их богами, ополчился на собственных героев. Апостолов избили и изгнали. В очередной раз стало понятно, как суетна человеческая слава. Павел и Варнава не обижались на жителей Листры. Проходя повторно через этот город и соседние с ним селения, тем немногим, кто всё же поверил во Христа, апостолы, вспоминая побои, говорили: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».
Сегодняшнее чтение учит нас здоровому трезвомыслию. Случается, что человек, обретший веру в Бога, считает, что отныне мир должен склониться перед его духовным величием, восхититься горячей верой и религиозным вдохновением. Пример святых апостолов показывает нам, что всё может обстоять иначе. Наш опыт веры может быть отвергнут. Наши поступки могут неправильно понять. Ведь даже явному чуду от Бога люди способны дать превратное объяснение. Но не стоит отчаиваться! Просто нужно соблюдать одно простое правило — чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться. Прежде всего, самим собой.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.