
Иисус и Апостолы. James Tissot (1836–1902), CC BY-SA 3.0
Деян., 35 зач., XIV, 20-27.
20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, 25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; 26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.
27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Что может быть общего у Священного Писания и комиксов о супергероях? Странный вопрос, не правда ли? Тем не менее, кое-что общее внимательному читателю отыскать удастся. Подчас великих проповедников Слова Божия современники принимали именно за сверхлюдей, богов, спустившихся на землю. В сегодняшнем чтении из книги Деяний святых апостолов мы узнаем, как апостолы Павел и Варнава завершили большое миссионерское путешествие по городам Малой Азии. Им пришлось дважды побывать в городе Листра. Второе посещение Листры выдалось для Павла и Варнавы намного спокойнее первого. Ведь во время первого прихода апостолов местные жители посчитали за богов, спустившихся с Олимпа. Иными словами — за супергероев. Произошло это совершенно неожиданно. Павел и Варнава проповедовали на улице и исцелили нищего хромого. Собравшийся народ сильно удивился случившемуся и начал ликовать. Павел и Варнава считали, что еще немного и жители Листры поверят во Христа. Однако произошло иное. Толпа провозгласила — это боги спустились к нам с небес и творят чудеса. Варнаву назвали Зевсом. А Павла — Гермесом, так как он явно владел красноречием. Среди собравшихся находился языческий жрец. Он тут же подсуетился и привел волов, чтобы принести их в жертву в честь новоявленных Зевса и Гермеса. Ужасу апостолов не было предела. Они стали слезно просить жителей Листры не делать ошибки, начали говорить, что чудо совершилось по милости Божией. Сами же Павел и Варнава — обычные люди. Народ прислушался к увещеваниям апостолов. Жертва была отменена. Жители Листры затем в течение нескольких дней приходили послушать проповеди Павла и Варнавы. И всё шло хорошо. Но тут в город прибыли знатоки ветхозаветного закона и стали распространять ложные новости. Что апостолы обманщики, проходимцы и слушать их нельзя. В результате город, который еще пару дней назад восхищался Павлом и Варнавой и именовал их богами, ополчился на собственных героев. Апостолов избили и изгнали. В очередной раз стало понятно, как суетна человеческая слава. Павел и Варнава не обижались на жителей Листры. Проходя повторно через этот город и соседние с ним селения, тем немногим, кто всё же поверил во Христа, апостолы, вспоминая побои, говорили: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».
Сегодняшнее чтение учит нас здоровому трезвомыслию. Случается, что человек, обретший веру в Бога, считает, что отныне мир должен склониться перед его духовным величием, восхититься горячей верой и религиозным вдохновением. Пример святых апостолов показывает нам, что всё может обстоять иначе. Наш опыт веры может быть отвергнут. Наши поступки могут неправильно понять. Ведь даже явному чуду от Бога люди способны дать превратное объяснение. Но не стоит отчаиваться! Просто нужно соблюдать одно простое правило — чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться. Прежде всего, самим собой.
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











