
Апостол Павел
Деян., 33 зач., XIII, 25-32.
Глава 13.
25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.
26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, 28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса

В сегодняшнем чтении мы слышим часть проповеди апостола Павла, которую он произнес в синагоге Антиохии Писидийской. Сам факт проповеди в таком месте означает, что тематика речи должна быть совершенно особенной. Апостол обращается к своим братьям по рождению, он еще не потерял надежды и не разочаровался, он желает их обращения и старается убедить их в том, что Иисус есть Христос, то есть Мессия, тот Помазанник, которого иудейский народ ждал не одно столетие.
Как это обычно бывало, апостол начинает свою речь издалека. Он говорит о призвании народа еврейского из земли египетской. Говорит о поставлении Саула и затем Давида. Наконец, он говорит об Иоанне, которого в народе называли Крестителем, и который действительно проповедовал крещение покаяния. Он напомнил слушающим, что сам Иоанн, человек явно пророческого духа, незадолго до смерти спросил учеников, за кого они его почитают и не только отрицал свое мессианство, но что более важно, утверждал мессианство того, кто идет за ним.
Конечно, все знали, когда Иоанн проповедовал и кем он был. При этом те, кто доверял ему, оказывались перед фактом его свидетельства об Иисусе, как о Христе. Опираясь на слова Иоанна Крестителя апостол говорит уже более определенно, утверждая, что слово спасения уже послано в мир. Однако «жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его» осудили на смерть и даже похоронили... Только Бог воскресил Его, дабы обетование данное отцам еврейского народа было исполнено.
Собственно, похожую речь апостол повторял перед многими иудейскими общинами в римской империи. Но удивительно скорее не то, что он говорит, но то как именно он строит свою речь, на чем делает акцент.
Обратим внимание, что перед ним люди, большинство из которых в упоминаемых событиях никак не участвовало. При этом их сознание было настолько общинным, что наказания и награды, праведные и неправедные поступки они ощущали как нечто общее. Однако, произнося, может быть, самые страшные для иудейского сознания слова, слова о том, что Мессия, которого ждали веками был неузнан и убит, апостол никого не обвиняет. Он крайне деликатен и говорит так, чтобы не настроить людей друг на друга, чтобы не давить лишним чувством вины...
Но говорит он так не только потому, что любит своих близких. Его слова проникнуты настолко сильной верой в воскрсение Иисуса Христа, что любой сразу понимает: ничего не кончилось, дорога к примирению и принятию Мессии открыта, потому что Он жив, Его воскресил Господь.
В таком снисходящем отношении друг к другу нам стоит увидеть пример. Когда ближний неправ, когда он совершил грех и этого уже не исправить, оказывается очень важным не давить на человека постоянным чувством вины, но открывать для него надежду ни исправление. Подумать только, мы так часто говорим о вине всех тех, кто восстал против Христа и добился Его смерти, однако апостол говорит лишь о том, что они не узнали Его. Он не оправдывает грех и несомненно знает, что возможность узнать была, но вместо того, чтобы обострять конфликт и подчеркивать вину, он говорит так, что становится очевидно: путь покаяния открыт.
Омск. Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский)
Когда в 1917 году в России произошла революция, Омскую епархию Русской православной церкви возглавлял архиепископ Сильвестр (Ольшевский). Территорию, которой он управлял, революционеры захватили не сразу. До 1919 года власть в Омске удерживали белогвардейцы под командованием адмирала Александра Колчака. Владыка Сильвестр горячо поддерживал сопротивление безбожникам. По его распоряжению в белой гвардии служили полковые священники. Омская епархия издавала журналы «За Святую Русь» и «Сибирский благовестник», в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. Однако, в ноябре 1919-го в Омск вошла красная армия. Белогвардейцам пришлось отступить. Архиепископ Сильвестр отказался покинуть город и остался вместе со своей паствой. Вскоре владыку арестовали. Его пытали и истязали в течение двух месяцев. А затем мученика распяли на полу тюремной камеры и пронзили ему сердце. Церковь прославила архиепископа Сильвестра (Ольшевского) в лике святых в 2000 году. Спустя ещё пять лет его мощи обрели нетленными. Сейчас святые останки мученика пребывают в кафедральном Успенском соборе Омска.
Радио ВЕРА в Омске можно слушать на частоте 90,5 FM
Норильск. Путешествие по городу
Норильск расположен на севере Красноярского края, за Полярным кругом — там, где полуостров Таймыр сливается с материком. Здесь царит арктический климат. Зима длится девять месяцев, и температура воздуха может опускаться до минус пятидесяти градусов. С конца ноября до середины января город погружается в сумрак полярной ночи, а с мая по август солнце не заходит за горизонт и светит круглые сутки. В начале семнадцатого века в этом суровом крае по приказу царя Бориса Годунова стали добывать медь. В районе вечной мерзлоты ставили литейные дворы, чтобы плавить ценный металл. В начале двадцатого столетия выяснилось, что здешние руды богаты также никелем, кОбальтом, серебром. В 1935 году в этих местах на реке Норилке был основан горнометаллургический комбинат. Его строили силами заключённых исправительно-трудового лагеря, специально открытого тут же. Среди узников было немало православных христиан, отбывавших наказание за веру в Бога. Многие из тех, кто выживал в суровых условиях, становились жителями Норильска — города, образованного вокруг металлургического завода. Именно эти подвижники создали здесь в середине двадцатого века православную общину. В 1989 году верующие построили в городе первую церковь и освятили её в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». А спустя ещё четверть века Норильск стал центром православной епархии.
Радио ВЕРА в Норильске можно слушать на частоте 107,4 FM
Село Красногвардейское, Ставропольский край. Путешествие в историю
На северо-западе Ставропольского края, в живописной излучине реки Большой Егорлык раскинулось село Красногвардейское. Название его напоминает о том тревожном времени в первой половине двадцатого века, когда в России бушевала гражданская война. Красные войска, сражавшиеся за советскую власть, вытеснили тогда остатки царской белой гвардии из Ставрополья. Новые хозяева и дали селу имя. Изначально оно называлось Медвежье. Первые жители здесь появились в начале девятнадцатого века. В то время правительство создавало условия, чтобы люди из центральной России переселялись в предгорья Кавказа. В 1831 году царь Николай Первый лично посетил Ставрополье, чтобы проинспектировать, как идёт освоение земель. Побывал император и в селе Медвежьем. Его Величество помолился в храме Михаила Архангела, построенном в первые годы существования посёлка. К сожалению, это здание было разрушено в советское время. А вот две другие дореволюционные церкви сохранились до наших дней. Успенский храм стоит в центре села на улице Красной. Троицкий — в двух километрах, на противоположном берегу реки. В воскресные и праздничные дни они перекликаются колоколами, призывают жителей села Красногвардейского на богослужение.
Радио ВЕРА в селе Красногвардейском можно слушать на частоте 104,5 FM











