
Деян., 14 зач., V, 12-20.
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, 18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: 20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Жизнь первых христиан была состояла из резких контрастов. С одной стороны, поражает то воодушевление, которое было у верующих. Каждый день в определенные часы они приходили в притвор Иерусалимского храма, который назывался Соломонов, для того, чтобы совершить положенную молитву. Ко всему этому удивляет то единодушие, которое царило между людьми. Все у них было общее. И каждый стремился внести свою лепту в дело развития общины. Помимо этого, не может не удивлять та благодать, которая обильно действовала через апостолов и их учеников. Они исцеляли больных во множестве. Сила, исходящая от них, была такова, что страждущие стремились прикоснуться хотя бы к тени апостола Петра. Этого было вполне достаточно, чтобы вернуть здоровье. Видя все это, люди сотнями и тысячами обращались в новую веру. Однако, с другой стороны, несмотря на общее воодушевление, которое существовало между христианами, каждый день они подвергались реальной смертельной опасности. Их могли схватить, бросить в темницу, избить или даже убить. Даже тот факт, что Христос чудесным образом защищал их, о чем свидетельствует описанный сегодня случай избавления из темницы, не исключал возможности смертельного исхода.
Так Писание показывает нам действие очень важного духовного закона. Тот потенциал, который хранит в себе Церковь, во всей полноте становится очевиден именно в трудные времена. Это не означает, что во времена достатка и благоденствия благодать в церковном организме иссекает. Нет. Она продолжает действовать в церковных Таинствах с той же силой. Просто порой ее действие оказывается незамеченным, погребенным под суетой повседневности, словно жила алмазной руды под плотной породой. Давление извне являются чем-то вроде триггера, который мобилизует церковный организм и его отдельных представителей. Оно как удар кирки сбивает с драгоценной породы все наносное, ненастоящее, паразитирующее; обнажает сильнее ее суть и заставляет ярче преломлять солнечные лучи. Поэтому христианские святые называли эпоху гонений — временем славы Церкви. В эти периоды те, кто остался в ее ограде, действительно становятся, как говорил Христос, солью земли. Окажемся ли мы среди них? Вот тот вопрос, который ставит перед каждым из нас только что услышанный отрывок.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема