
Деян., 11 зач., IV, 13-22.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; 14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою, 16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего; 17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали — вторая часть истории, произошедшей с апостолами в Иерусалимском храме. Здесь они встретили человека хромого до такой степени, что он совершенно был лишен возможности передвигаться на своих ногах. Калека сидел в притворе и просил милостыню. Апостол Петр исцелил его. Сегодня мы узнаем о том, как на это отреагировало храмовое духовенство. Их реакция довольно странная. Они не отрицают сам факт чуда. Более того, они признают удивительным то, что безграмотные рыбаки внезапно обрели дар слова, хотя нигде этому специально не учились. Но это ни капельки не убеждает их в правоте апостолов. Напротив, они ищут хоть какую-нибудь причину, чтобы запретить им открыто говорить и действовать. И когда веской причины не находят, все больше и больше проникаются к ним злобой и ненавистью. Иными словами, они сознательно противостоят тому, что хоть немного напоминает о Христе. И никакие доводы, никакие аргументы, даже самые чудесные их не убеждают и не убедят.
То состояние, в котором находятся эти люди, сам Господь называет сердечным окаменением. Это такое настроение души, когда человек воспринимает явления окружающей действительности всеми органами чувств, но они его совершенно, как бы мы сказали, не задевают за живое. Он остается холодным, равнодушным к происходящему. Это равнодушие может быть таким глубоким, что даже сверхъестественные события, явные вмешательства Бога в нашу жизнь остаются словно незамеченными. Такое состояние не появляется случайно. Оно закономерный результат последовательного пренебрежения духовной жизнью, центром которой является молитва, то есть диалог с Творцом. Если человек не побуждает себя к этой беседе, все оканчивается тем, что тот орган, которым мы чувствуем Бога атрофируется и однажды мы начинаем сознательно противостоять истине.
Итак, духовная жизнь напоминает стремительный водный поток. Здесь не получится стоять на одно месте. Это постоянное движение. И если мы не делаем усилие и не плывем против течения вверх, то нас планомерно сносит вниз. Если мы не воспитываем в себе навык общения с Богом, в нас формируется навык нелюбви к Нему и ко всему тому, что с Ним связно и что о Нем напоминает. Отнесемся к этому серьезно. Постараемся понуждать себя к молитве и жизни по Евангелию. Чтобы со временем это стало внутренним содержанием нашей жизни, таким же для нас естественным и необходимым как дыхание.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема