
Деян., 23 зач., IX, 32-42.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Апостол Петр — один из главных персонажей книги Деяний. Сегодня мы услышали отрывок о двух чудесах, которые он совершил. Он исцеляет Энея, страдавшего параличом, а потом воскрешает девушку по имени Тавифа. Обращает на себя внимание не столько сам факт чудес, сколько то, как они совершаются. Писание специально указывает, что их источником являются не сверхъестественные способности Петра, а Господь, Который действует через него. Так, апостол не говорит Энею «я исцеляю тебя». Он произносит: «исцеляет тебя Иисус Христос». Воскрешая Тавифу, он предварительно молится, призывает себе на помощь Спасителя.
Это очень примечательно и важно для понимания сути христианской святости. Святой Церкви не волшебник, не маг, не оракул, одним словом, не тот, кто получил тайные знания и аккумулировал в себе особую силу, позволяющую ему творить чудеса. Святой — человек, который причастен Богу. Находится с Ним в постоянном незримом диалоге, отдал Ему свою волю. И в ответ на эту преданность Сам Господь действует через этого человека. Именно Его силой, а не силой святого совершаются исцеления и воскрешения, произносятся пророчества.
То же самое касается и всех тех предметов, которые связаны с церковной традицией и которые мы почитаем как чудотворные. Иконы, святая вода, освященное масло и т.п. не обладают чудесной силой сами по себе. Бог через них по вере человека и для его пользы может совершить чудо, а может и не совершить. Все зависит от Его таинственного и неизреченного Промысла. Как бы то ни было, именно один Бог — подлинная причина всего таинственного, сверхъестественного, чудесного, что происходит в Церкви.
И с этим источником связан каждый последователь Спасителя. Не случайно в сегодняшнем отрывке дважды встречается слово святой. Так автор книги Деяний, апостол Лука, называет всех христиан, которые жиле в Лидде и Иоппии. Все они святые. Речь идет не о личном духовном совершенстве этих людей. По большей части они мало чем отличались от нас. Апостол указывает на то, что в силу своего крещения, в силу того, что они являются активными членами общины учеников Христа, эти люди незримо связаны со Спасителем и Бог по Своему усмотрению, а также их душевному расположению может действовать через них, достигать Свои важные цели. Главное, что требуется от человека — всеми силами согласовывать свою волю с волей Творца. К этому Писание призывает и всех нас. Исполняя Евангельские заповеди, участвуя в таинствах Церкви однажды вместе с апостолом Павлом мы должны произнести «уже не я живу, но живет во мне Христос». Лишь в этом случае в любом деле, в любой ситуации действовать будем не только мы, но и Бог, Который в ответ на нашу верность поселился в нашем сердце.
«Всероссийский парад семьи». Андрей Кормухин, Елена Кузнецова

У нас в гостях были представители организационного комитета Всероссийского парада семьи: основатель движения «Сорок сороков», председатель общественного движения «Семья», отец девяти детей Андрей Кормухин и врач, мама пяти детей Елена Кузнецова.
Разговор шел о Всероссийском параде семьи, приуроченном ко Дню семьи, любви и верности, а также о ценности семьи в современном мире, о радости отцовства и материнства, а также о том, в чем особенность счастья многодетных семей.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Откопанный талант»
В этом выпуске своими историями и воспоминаниями о том, как человек обнаружил в себе талант, который ранее казался скрытым, и сумел раскрыть его, употребив на благо людям или на служение Богу, поделились ведущие Радио ВЕРА Анна Леонтьева, Марина Борисова, Кира Лаврентьева, а также наш гость — протоиерей Максим Первозванский.
Ведущие: Анна Леонтьева, Марина Борисова, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлые истории
Псалом 30. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Начиная с преступления Каина, убившего своего брата Авеля, человечество живёт в обстановке сражения всех против всех. Иногда сражения затихают, иногда они проходят на периферии нашего личного мира, но они идут, и они, к сожалению, неизбежны. Как бы мы ни пытались, мы не сможем своими человеческими усилиями сделать так, чтобы всюду был мир, спокойствие и безопасность. Впрочем, если даже у нас получится этого достичь, внешнее благоденствие отнюдь не гарантирует спокойствия и мира в душе человека; ведь смятение в душу приходит не только из-за внешних причин, бывает, что душа находится в смятении от собственных грехов, да и мало ли причин для смятения? Как быть и что делать, если мы оказались в такой ситуации? Ответ даёт звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 30-й псалом. У этого псалма есть надписание, которое в полноте раскрывает его смысл: «Начальнику хора. Псалом Давида. Во время смятения». Давайте послушаем первую половину этого псалма.
Псалом 30.
1 Начальнику хора. Псалом Давида. [Во время смятения].
2 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня;
3 приклони ко мне ухо Твоё, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня,
4 ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.
5 Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя.
6 В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.
7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.
8 Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрЕл на бедствие моё, узнал горесть души моей
9 и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.
10 Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око моё, душа моя и утроба моя.
11 Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.
12 От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня.
13 Я забыт в сердцах, как мёртвый; я — как сосуд разбитый,
14 ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.
15 А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты — мой Бог.
16 В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.
17 Яви светлое лицо Твоё рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею.
18 Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.
19 Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем.
20 Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!
21 Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков.
22 Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укреплённом городе!
23 В смятении моём я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.
24 Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздаёт с избытком.
25 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!
В самом 30-м псалме нет указания на то, какая именно жизненная ситуация послужила причиной смятения Давида. Впрочем, это указание было бы интересно лишь с точки зрения увеличения нашей общей эрудиции, к сути же оно бы ничего не прибавило. Мы слышали, что Давид начинает свой псалом с утверждения, что всё его упование — Бог, и если это так, то никакие жизненные бури не смогут сокрушить Давида; из любой ситуации он выйдет победителем, ведь Бог пребывает с теми, кто чтит Его всем сердцем.
Не давая конкретных указаний на причину смятения Давида, псалом тем не менее позволяет нам думать, что переживания царя были каким-то образом связаны с идолопоклонниками: «Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю» (Пс. 30:7).
В наши дни язычество превратилось в нечто крайне маргинальное, и тех, кто заявляет о себе как о язычниках, довольно непросто встретить. Речь сейчас, конечно же, не идёт о тех народах, которые сохранили свои древние верования, — речь о народах христианских. Однако если мы вдумаемся, то поймём: упомянутое Давидом почитание «суетных идолов» — это не только поклонение статуям, священным рощам и духам; это всё то, что заменяет собой почитание Бога, всё то, что становится для человека на место Бога. Таким идолом для человека может стать он сам, его благополучие, его здоровье, его жизнь или же его дети; суетным идолом может быть и вера в астрологические прогнозы, а также вера в то, что деньги могут решить любую проблему; вообще, идолом может быть всё что угодно, кроме веры в Единого Истинного Бога и Его Слово.
Очень часто как раз почитание «суетных идолов» является причиной смятения души. В случае с Давидом смятение стало следствием гонений на царя со стороны язычников; в случае многих наших современников смятение души бывает следствием замещения поклонения Богу поклонением чему-либо ещё. Отсюда легко сделать вывод, способный утешить душу: прежде всего нам не стоит впадать в идолопоклонство, и если душа смятена, то необходимо задать самим себе вопрос, а не почитаем ли мы тот или иной вид «суетных идолов». Если окажется, что это так, то следующим шагом должно стать принесение искреннего покаяния, которое Бог никогда не отвергает.