
Деян., 23 зач., IX, 32-42.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Апостол Петр — один из главных персонажей книги Деяний. Сегодня мы услышали отрывок о двух чудесах, которые он совершил. Он исцеляет Энея, страдавшего параличом, а потом воскрешает девушку по имени Тавифа. Обращает на себя внимание не столько сам факт чудес, сколько то, как они совершаются. Писание специально указывает, что их источником являются не сверхъестественные способности Петра, а Господь, Который действует через него. Так, апостол не говорит Энею «я исцеляю тебя». Он произносит: «исцеляет тебя Иисус Христос». Воскрешая Тавифу, он предварительно молится, призывает себе на помощь Спасителя.
Это очень примечательно и важно для понимания сути христианской святости. Святой Церкви не волшебник, не маг, не оракул, одним словом, не тот, кто получил тайные знания и аккумулировал в себе особую силу, позволяющую ему творить чудеса. Святой — человек, который причастен Богу. Находится с Ним в постоянном незримом диалоге, отдал Ему свою волю. И в ответ на эту преданность Сам Господь действует через этого человека. Именно Его силой, а не силой святого совершаются исцеления и воскрешения, произносятся пророчества.
То же самое касается и всех тех предметов, которые связаны с церковной традицией и которые мы почитаем как чудотворные. Иконы, святая вода, освященное масло и т.п. не обладают чудесной силой сами по себе. Бог через них по вере человека и для его пользы может совершить чудо, а может и не совершить. Все зависит от Его таинственного и неизреченного Промысла. Как бы то ни было, именно один Бог — подлинная причина всего таинственного, сверхъестественного, чудесного, что происходит в Церкви.
И с этим источником связан каждый последователь Спасителя. Не случайно в сегодняшнем отрывке дважды встречается слово святой. Так автор книги Деяний, апостол Лука, называет всех христиан, которые жиле в Лидде и Иоппии. Все они святые. Речь идет не о личном духовном совершенстве этих людей. По большей части они мало чем отличались от нас. Апостол указывает на то, что в силу своего крещения, в силу того, что они являются активными членами общины учеников Христа, эти люди незримо связаны со Спасителем и Бог по Своему усмотрению, а также их душевному расположению может действовать через них, достигать Свои важные цели. Главное, что требуется от человека — всеми силами согласовывать свою волю с волей Творца. К этому Писание призывает и всех нас. Исполняя Евангельские заповеди, участвуя в таинствах Церкви однажды вместе с апостолом Павлом мы должны произнести «уже не я живу, но живет во мне Христос». Лишь в этом случае в любом деле, в любой ситуации действовать будем не только мы, но и Бог, Который в ответ на нашу верность поселился в нашем сердце.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема