Деян., 20 зач., VIII, 26-39.
Глава 8.
26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.
34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?
35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
История обращения африканского вельможи не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Обратим внимание на то, что апостол Филипп по повелению ангела отправляется... в заранее провальное и бессмысленное путешествие — на пустынную дорогу из Иерусалима в Египет, которой пользовались очень немногие. Понятно, что требовалось очень много крепкой веры, чтобы решиться на такое: вместо того, чтобы исполнять своё призвание — проповедовать о Христе наибольшему числу людей — отправиться в путь по безлюдной дороге.
Второй примечательный момент — это личность самого вельможи. Чернокожие люди не только для евреев, но и для многих средневековых европейцев ассоциировались с тёмными силами; к тому же вельможа был ещё и кастрированным — то есть, он не мог быть принят в иудейскую веру по определению. Встретив такого единственного спутника, легко представить, какая буря неприязни должна была бы возникнуть в душе Филиппа, воспитанного в строгих иудейских традициях — если бы не его верность велению Духа. И вот, в итоге вся история разворачивается неожиданным образом: услышав, как вельможа читает пророка Исайю, Филипп вступает с ним в контакт, исполнившись Духа, разъясняет ему пророчества, свидетельствует о Христе — и в итоге крестит. Нет ни малейших сомнений в том, что вернувшись к себе домой, африканский вельможа сам стал проповедником таинственного рождения человека от воды и Духа — а апостол был направлен выполнять новые задания.
Перед нами — показательный пример действенности веры. Апостолу Филиппу ничего не стоило бы найти тысячу разумных причин не подчиниться велению ангела, объяснить, почему эфиопский евнух абсолютно бесперспективен с точки зрения успешности проповеди — но апостол предпочёл сохранить верность Богу, а не поддаваться мороку собственных размышлений. Умение отказаться от своего мнения — и при этом нащупать, ощутить тонкую нить веры, по которой и двигаться вперёд, не фантазируя, что будет дальше, не пытаясь предугадать, каков будет итог — а целиком доверяя Тому, в Чьих рука и находится другой конец этой невидимой нити — вот что отличает человека веры от маловерного или вообще, чуждого веры человека!
18 ноября. О любви

В 3-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам».
О любви — протоиерей Константин Харитонов.
Любовь требует труда, любовь должна так или иначе возрастать, совершенствоваться. Для этого нужен труд, молитвы, для этого нужно определённое укрепление себя в любви. Поэтому мы должны укрепляться, преисполняться этой любви, призывать на помощь святых апостолов, призывать на помощь святых угодников Божиих, призывать на помощь своих братьев и сестёр и стараться делать дела любви, чтобы любовь в нас всё более и более укреплялась.
Даже, можно так сказать, не обращая внимания на своё внутреннее настроение, потому что часто оно нас подводит в отношении того, чтобы правильно любить своих близких. И когда человек наполнится этой любовью, он должен её и далее передавать своим детям, своим близким, потому что любовь, она не может быть зациклена сама на себе, она всегда жертвует собой ближнему человеку.
А всё остальное, мы уже знаем, как называется, — это эгоизм, который погубляет человека. Поэтому совершенствоваться нужно в любви и раздавать её, эту любовь, друг другу.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 ноября. О грехе детоубийства
Сегодня 18 ноября. В этот день в 1920 году Постановлением с лицемерным названием «Об охране здоровья женщины» в Советском Союзе были легализованы аборты.
О грехе детоубийства — протоиерей Андрей Ефанов.
Печальный пример Спарты, казалось бы, должен был научить нас беречь своё потомство. Но нет, 105 лет назад мы приняли роковое решение и на государственном уровне легализовали детоубийства, стыдливо закамуфлировав эти преступления против жизни детей и против своего народа иностранным словом «аборт».
С тех пор при поддержке государства, при самых скромных подсчётах, было убито во чреве матери больше 200 миллионов младенцев. Это больше, чем всё население нашей страны.
Возникает закономерный вопрос: доколе? До каких пор мы будем истреблять свой собственный народ? Когда прекратится это бесчеловечное уничтожение неповинных детей?
Неужели мы хотим переполнить чашу Божиего долготерпения и испить чашу Божиего гнева?
Все выпуски программы Актуальная тема
18 ноября. О значении Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов

Сегодня 18 ноября. День памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов.
О значении Собора — протоиерей Игорь Филяновский.
200 лет Русская Православная Церковь была лишена канонического самоуправления. Всё это время она подвергалась самым разным ограничениям со стороны светской власти. С началом XX столетия всей церковной общественностью остро ощущалась необходимость восстановления канонического строя церковной жизни, основанного на соборных началах.
К тому времени уже не одно десятилетие писали о важности проведения Поместного Собора. Накопилось множество вопросов церковной жизни, которые требовали соборного обсуждения и разрешения. И одним из самых важных из них был вопрос восстановления патриаршества.
Отличительной чертой Собора, который открылся в 1917 году в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, было то, что помимо иерархии и духовенства, в его составе было значительное число делегатов от широкого круга мирян, представителей церковной интеллигенции.
Конечно, главным деянием Собора стало избрание Святейшего Патриарха Тихона предстоятелем Русской Православной Церкви, на долю которого выпало вести корабль Церкви в самые трагические времена преследований и гонений на веру и Церковь.
Но кроме этого исторического события, Собор оставил огромное наследие: более 50 принятых церковных документов, канонов для будущих десятилетий, множество выработанных проектов, сотни поднятых тем и обсуждений животрепещущих вопросов церковной жизни.
Многие из отцов Поместного Собора приняли мученическую смерть за Христа в начавшуюся тогда эпоху гонений, другие стали исповедниками веры в созданном большевиками безбожном государстве. Память об этих верных свидетелях веры Христовой благодарно хранится всей нашей Церковью.
Все выпуски программы Актуальная тема







