
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 17 зач., VI, 8 — VII, 5, 47-60.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
История первой мученической смерти из числа христиан — весьма показательна. Стефан вступает в диспут с представителями традиционного иудаизма — для которых он — модернист и богохульник. Однако, как пишет Лука, Стефан был настолько убедителен, будучи исполнен веры и Духа, что на его фоне противники выглядели жалко и нелепо. Что, в свою очередь, породило в них ещё большее неприятие — уже не только учения, но и самой личности Стефана.
Дальнейший сценарий вполне предсказуем. Стефан оклеветан, духовные авторитеты искусственно взбудоражены, апостол схвачен и начинается суд у первосвященника. Однако то, что говорит Стефан, совершенно не похоже на оправдательную речь обвиняемого: словно Сократ, апостол разворачивает обвинение на самих гонителей, аргументированно показывая, что они и в этой ситуации снова — вполне в духе традиции — выступают явными богоборцами. Речь Стефана настолько была пронзительной и болезненной для слуха иудеев, что они, позабыв про запрет римских властей предавать смерти кого бы то ни было, устраивают самосуд, забивая апостола насмерть камнями.
Религиозный фанатизм — страшное явление. Любой фанатизм опасен, но ничего не сравнится по силе с тем кажущимся высшим оправданием любого зла, которое развязывает руки именно религиозному фанатику. Об этой роковой подмене предупреждал Своих учеников Христос Спаситель: «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня (Иоан.16:2-3)». Ключевое понятие здесь — незнание Бога, и полная зависимость от привычных религиозных представлений. К этим словам Христа хочется добавить удивительную по своей глубине мысль преподобного Марка Подвижника — «Ад есть неведение, ибо и тот и другое мрачны». То есть фанатизм по определению — мрачен, и эта мрачность есть наиболее показательное отражение катастрофического неведения фанатиком Бога, Который есть свет и радость.
Иудеи-фанатики, забивающие в ярости Стефана насмерть, как им казалось, вырывают самый корень религиозных шатаний. Они воспринимали это как «дело Божие», совершаемое их руками. Но по факту, своими действиями они закладывали основу для стремительного распространения христианства далеко за пределами греко-римского мира: ведь самосуд, совершенный в ярости, говорит только об одном — о неправоте, лживости и бессилии. Вслед за мученической кончиной перводиакона Стефана пойдёт ещё длинная череда насильственных и беззаконных смертей — каждая из которых станет семенем свидетельства о Христе не только словами, но и самой жизнью.
Как же важно помнить нам, христианам, что самоуверенная мрачность религиозных фанатиков — и просиявший, словно солнце, исповедающий Христа Стефан — прекрасные показатели двух прямо противоположных духовных состояний! Беречь себя от духовного мраколюбия и возгревать в себе тёплый свет Христов — вот к чему сегодня призывает нас Книга Деяний!
«Почему Бог не отвечает?»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма всех святых в земле Российской просиявших протоиерей Григорий Крыжановский, заместитель руководителя пациентской организации «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров и педагог, блогер Яни Ролански размышляли о том, почему иногда кажется, что Бог не отвечает на молитвы и почему не всегда дает просимое. Многие слышали о чудесах, которые происходят по молитвам, как Бог помогает и в большом, и в малом, но при этом приходится сталкиваться и с тем, что Господь не дает просимое: больной не выздоравливает, проблема не решается, — ответ, как будто не приходит. Почему так бывает, как принять такую волю Божию? Об этом, в частности, и шла дискуссия в этой программе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема











