
Иисус и Апостолы. James Tissot (1836–1902), CC BY-SA 3.0
Деян., 38 зач., XVI, 16-34.
16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город 21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками 23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, 30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В этом отрывке книги Деяний обращают на себя особое внимание два момента. Первый из них — апостольская борьба с духами. В данном случае — с духом прорицатательным. Хотя, как кажется, ничего плохого этот дух не говорил, мы слышим то, с чем смело можно согласиться: «сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Но тем не менее, апостол Павел изгоняет из женщины этого духа. Эта краткая история побуждает нас сделать один простой, но крайне важный вывод: христианство не ищет такого рода свидетельств. Более того, оно с ними борется. Путь же христианства совершенно иной, он никоим образом не входит в общение с духами, он проходит там, где есть обычная человеческая порядочность и забота о всех и каждом, даже в том случае, если проявление такой заботы способно стать угрозой собственному здоровью и, может быть, жизни. Это как раз второй интересный момент в сегодняшнем чтении: апостолы не уходят из тюрьмы тогда, когда у них появилась такая возможность, они не хотят, чтобы из-за этого возникли проблемы у их стража. Очевидно, что такое отношение к ближнему, который в данном случае является врагом, а не другом, было совершенно чуждо языческому миру. Именно забвения себя ради врага стало основным миссионерским фактором. Ведь так поступать может лишь тот, кто живёт в другом мире, мире, преображённом Христовым Воскресением. Встреча с такими людьми не может не закончится вопросом «что мне делать, чтобы спастись?». Тогда как правильные слова духа прорицатательного не могут привести ни к чему подобному. Это просто информация, хоть и любопытная, но абсолютно мёртвая информация.
26 апреля. О подвиге мученика Крискента

Сегодня 26 апреля. День памяти Мученика Крискента из Мир Ликийских, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его личности и подвиге — священник Стахий Колотвин.
Когда русский человек слышит «Мирликийский», безусловно, у него ассоциация возникает со святителем Николаем. Эта ассоциация не случайна, потому что Мир Ликийский – это небольшой городок. Даже в Ликие это не самый главный город, не самый главный порт. Если б не святитель Николай, никто бы о нём и не узнал. Более того, мученик Крискент, чью память мы сегодня совершаем, это тоже человек, о котором мы знаем благодаря святителю Николаю, потому что именно в древнейших списках жития святителя Николая, в похвалах, которые писал святителю Николаю преподобный Андрей Кридский, мы обязательно встречаем упоминания о почитании мученика Крискента. Если мы откроем его житие, то мы увидим достаточно стандартный текст. Проповедовал Христа, был схвачен на мучение, предложили отречься, не согласился, был убит. Однако за вот этим стандартным гимном мученичеству скрывается реальный человек. Причём, если мы это посмотрим, то этот человек просто по годам жизни. Это современник святителя Николая. Но современник не того святителя Николая, которого мы знаем, великого епископа, который беседует с императором, заступается за генералов, который в силах раздать сокровища людям. А как раз современник и ровесник святителя Николая. Это тот человек, который был рядом с будущим святителем и который его вдохновил служить Христу, который уже наследовал Царствие Небесное. И глядя и почитая которого, святитель Николай стал тем святым, которого мы знаем и любим.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 апреля. О том, что человек принимает на себя

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Иоанна Крестителя: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба».
О благословении Божьем на всякое доброе дело — священник Алексей Дудин.
Человек — это орудие Божие. Орудие разумное и в силу этого ответственное. Каждый из нас, имея от Бога свободу воли, проявляет свободу воли в нашей жизни. Хорошо, когда человек творит добрые дела. Хорошо, когда веление его сердца, а ведь каждый человек хочет быть добрым и хорошим, в этой жизни успешно реализуется. Но для этого есть необходимые условия. Это условие благословение Божие. Потому что ничто человек не может здесь на земле сотворить доброго только от себя. От себя он только проявляет доброе намерение. А Господь это доброе намерение благословляет и дает возможность ему в жизни воплотиться. Иногда этого не происходит. От чего же? Прежде всего, от того, что человек не просит Бога. Господь сказал «просите и дастся вам». Если человек надеется на себя, если он присваивает себе благодать Святого Духа и Его дары, тогда Господь может не благословить даже доброе дело. Поэтому перед каждым добрым делом нужно призвать благодать Божию и попросить, чтобы Господь поучаствовал в нём и сотворил его ко благу.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 апреля. О Пасхальной радости

Сегодня 26 апреля. Суббота Светлой седмицы.
О Пасхальной радости — священник Николай Дубинин.
Христос Воскресе, дорогие радиослушатели! Вот и подходит к завершению Светлая Седмица, и мы, наполненные радостью о Христе воскресшем, должны помнить, что эту радость необходимо сохранить на весь год. Потому что одним из качественных состояний жизни христианина должна быть радость. Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что плод духовной жизни это любовь, радость и мир. Вот нам иногда нужно об этом вспоминать и как бы сверять свое внутреннее состояние. Вот сейчас в моей душе царит любовь к ближнему. Есть ли у меня мир со всеми? В радости ли я пребываю, или в уныние или тоске? Пусть радость о Воскресшем Господе, победившем смерть, даровавшему нам жизнь вечную, будет наполнять наши сердца во все дни нашей жизни!
Все выпуски программы Актуальная тема