Деян., 39 зач., XVII, 1-15.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол Павел много потрудился в деле проповеди среди язычников, и потому его зачастую называют апостолом язычников. Однако если мы посмотрим на географию миссионерских путешествий апостола Павла, то заметим, что он никогда не шёл туда, где не было бы еврейских общин. Проповедуя среди язычников, апостол Павел никогда не забывал и о своих соплеменниках, о них он переживал, о них молился, и от них же был гоним. Одна из многих историй взаимоотношений апостола Павла с евреями содержится в 17-й главе книги Деяний святых апостолов. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 17.
1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.
5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.
6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,
7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.
9 Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.
10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.
11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.
13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.
14 Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.
15 Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.
Весь только что прозвучавший отрывок говорит об одном: о взаимоотношениях апостола Павла с его соплеменниками, эти отношения невозможно охарактеризовать одним словом, они были крайне непростыми и запутанными, такими, что понять их во всех нюансах не представляется возможным.
Сразу же после схождения Святого Духа на апостолов апостол Пётр произнёс чрезвычайно убедительную проповедь, и в этой проповеди прозвучали слова, которые во многом определили развитие миссионерских усилий ранней Церкви. Обращаясь к «мужам Иудейским и всем живущим в Иерусалиме» (см. Деян. 2:14) апостол Пётр среди прочего сказал так: «Вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш» (Деян. 2:39). Конечно, это видение христианской миссии не было авторским видением апостола Петра, Пётр лишь перефразировал слышанное от Самого Спасителя. Действительно, первоначальная миссия была обращена в первую очередь к иудеям, ведь именно иудеи были наиболее подходящей почвой для вести о Христе Воскресшем, для них понятие спасения не было чем-то новым, не было для них новым и само слово «Христос», основные богословские концепции Нового Завета были им прекрасно известны, евреи многие поколения жили этими концепциями, постепенно наполняя их всё новым и новым содержанием.
Конечно, естественным было предположить, что именно эти люди станут благодатной почвой для христианской проповеди. Отчасти это так и было, в только что прозвучавшем отрывке мы слышали, что большинство из тех, к кому обращались апостолы, после проверки их вести Писанием принимали весть о Христе, но было и некое меньшинство, которое отличалось чрезвычайной активностью в сопротивлении апостолам. Сложно сказать, чем руководствовались эти люди. Возможно, они, как и апостол Павел до своего призвания, верили иудейским первосвященникам больше, чем своим глазам, своему разуму и свидетельству Писания, возможно, им было страшно что-либо менять в своей жизни. Могут быть, конечно, и какие-то иные причины, ведь и у наших современников тоже есть свои причины не верить во Христа, как правило, верующему человеку эти причины понять непросто, ещё сложнее принять их как уважительные.
Церковь же всегда будет поступать так, как поступали Христовы апостолы: она всегда будет проповедовать Христа Воскресшего в надежде на благоприятный отклик и не смущаясь от неудач и гонений.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Изобильный (обзор)
На западе Ставропольского края есть небольшой городок со звучным названием Изобильный. Его основанию послужило строительство новой ветки Владикавказской железной дороги в 1895 году. Полустанок в пятидесяти километрах от Ставрополя, окружённый плодородными землями, привлёк внимание торговцев. Они скупали в окрестных хуторах зерно и отправляли его в другие регионы России и за границу. Скромная станция стала удобным перевалочным пунктом. Рядом с ней росли дома — так образовался поселок Изобильный. В 1898 году здешние жители построили деревянный храм во имя святителя Николая. После революции 1917-го церковь снесли безбожники. Спустя пятьдесят восемь лет православная община возобновила соборную молитву. Верующие переоборудовали одноэтажный дом под храм и по традиции посвятили его Николаю Чудотворцу. А в 2008-ом в Изобильном открыл свои двери новый величественный собор Преображения Господня. Он находится в парке Победы — живописном уголке города.
Радио ВЕРА в ИзобИльном можно слушать на частоте 94,8 FM
Инструкция для весёлых семейных праздников
Многие родители задаются вопросом, как провести с детьми новогодние каникулы и подготовиться к празднику Рождества Христова? Как наполнить это время смыслом и радостью? Интересным опытом поделилась Дарья Юшкова, участница проекта «Клевер Лаборатория», педагог воскресной школы и мама пятерых детей:
«С самого начала Рождественского поста у нас появляется целый список дел. Это время сильно объединяет нас. Каждый вечер мы собираемся вместе с детьми и читаем рождественские рассказы. А ещё готовимся к праздничному утреннику, учим слова, подбираем костюмы, и в этом процессе участвуют все члены семьи. Я всегда напоминаю детям: „Как же ты пойдёшь колядовать и славить Христа, если не знаешь самую главную песнь праздника?“ — и старший сын с радостью поддерживает эту идею, помогая сёстрам выучить песнопение. 19 декабря, в день святого Николая Чудотворца, мы наряжаем ёлку, а в день святого Спиридона печём и украшаем имбирное печенье. В рождественский Сочельник помогаем в храме и готовим дома праздничный стол. А само Рождество встречаем на ночном богослужении. 7 января мы не только поздравляем друг друга, но и обязательно радуем знакомых и начинаем с одиноких бабушек. Таким образом, для нашей семьи Рождество Христово становится временем единства, любви и великой радости!»
Если вы тоже хотите наполнить праздничные дни теплом и радостью, вам поможет семейный онлайн-путеводитель, подготовленный командой проекта «Клевер Лаборатория». В нём собраны идеи, чем заняться вместе с детьми в праздники, подборки детских игр, фильмов, книг и многое другое, что сделает это время особенным. Вы можете поддержать выпуск онлайн-путеводителя, а также получить издание по электронной почте до 25 декабря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Борис Владимирович Анненков». Константин Залесский
Гостем программы «Исторический час» был историк Константин Залесский.
Разговор шел о судьбе участника Первой мировой войны, одного из самых спорных военачальников Гражданской войны атамана Бориса Анненкова: каким его видели современники и каким он остался в памяти потомков.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Атаман Борис Владимирович Анненков». Константин Залесский
- «Историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин». Татьяна Агейчева
- «Святитель Лука Войно-Ясенецкий». Анастасия Чернова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов