
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 39 зач., XVII, 1-15.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол Павел много потрудился в деле проповеди среди язычников, и потому его зачастую называют апостолом язычников. Однако если мы посмотрим на географию миссионерских путешествий апостола Павла, то заметим, что он никогда не шёл туда, где не было бы еврейских общин. Проповедуя среди язычников, апостол Павел никогда не забывал и о своих соплеменниках, о них он переживал, о них молился, и от них же был гоним. Одна из многих историй взаимоотношений апостола Павла с евреями содержится в 17-й главе книги Деяний святых апостолов. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 17.
1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.
5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.
6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,
7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.
9 Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.
10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.
11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.
13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.
14 Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.
15 Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.
Весь только что прозвучавший отрывок говорит об одном: о взаимоотношениях апостола Павла с его соплеменниками, эти отношения невозможно охарактеризовать одним словом, они были крайне непростыми и запутанными, такими, что понять их во всех нюансах не представляется возможным.
Сразу же после схождения Святого Духа на апостолов апостол Пётр произнёс чрезвычайно убедительную проповедь, и в этой проповеди прозвучали слова, которые во многом определили развитие миссионерских усилий ранней Церкви. Обращаясь к «мужам Иудейским и всем живущим в Иерусалиме» (см. Деян. 2:14) апостол Пётр среди прочего сказал так: «Вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш» (Деян. 2:39). Конечно, это видение христианской миссии не было авторским видением апостола Петра, Пётр лишь перефразировал слышанное от Самого Спасителя. Действительно, первоначальная миссия была обращена в первую очередь к иудеям, ведь именно иудеи были наиболее подходящей почвой для вести о Христе Воскресшем, для них понятие спасения не было чем-то новым, не было для них новым и само слово «Христос», основные богословские концепции Нового Завета были им прекрасно известны, евреи многие поколения жили этими концепциями, постепенно наполняя их всё новым и новым содержанием.
Конечно, естественным было предположить, что именно эти люди станут благодатной почвой для христианской проповеди. Отчасти это так и было, в только что прозвучавшем отрывке мы слышали, что большинство из тех, к кому обращались апостолы, после проверки их вести Писанием принимали весть о Христе, но было и некое меньшинство, которое отличалось чрезвычайной активностью в сопротивлении апостолам. Сложно сказать, чем руководствовались эти люди. Возможно, они, как и апостол Павел до своего призвания, верили иудейским первосвященникам больше, чем своим глазам, своему разуму и свидетельству Писания, возможно, им было страшно что-либо менять в своей жизни. Могут быть, конечно, и какие-то иные причины, ведь и у наших современников тоже есть свои причины не верить во Христа, как правило, верующему человеку эти причины понять непросто, ещё сложнее принять их как уважительные.
Церковь же всегда будет поступать так, как поступали Христовы апостолы: она всегда будет проповедовать Христа Воскресшего в надежде на благоприятный отклик и не смущаясь от неудач и гонений.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер