
Деян., 35 зач., XIV, 20-27.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Честность — это добродетель, которая почиталась всеми, всегда и везде. Ложь, напротив, осуждается всяким, как человеком верующим, так и нерелигиозным. Как же приобрести первое и избежать второго? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию,
25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию;
26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.
27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
Когда апостолы Павел и Варнава проповедовали Евангелие язычникам, им довелось посетить город под названием Листра. Это было римское поселение, которое находилось на территории современной Турции в древнем административном округе Ликаония. Слово благовестия, которое звучало из уст апостолов, обладало такой силой и убедительностью, что местные жители приняли их за богов, которые сошли на землю. Воспитанными на греко-римских мифах, они Варнаву из-за его статной фигуры приняли за Зевса, а в Павле, который отличался особым красноречием, увидели Гермеса.
Однако дело приняло неожиданный поворот. Внезапно в Листре появились противники Павла. Они следовали за ним по пятам из города в город и подстрекали местных жителей против апостола. Говорили, что он разрушает устои общества и восстает против обычаев предков. И вот мы видим, как Листра уже охвачена волнениями. Жители возмущены. Они хватают Павла, выволакивают его за город, побивают камнями и бросают окровавленное тело, полагая, что это конец. Однако, когда соратники апостола находят его, оказывается, что Павел жив.
На фоне этого происшествия и звучат слова апостола о вере во Христа и о том, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». С этими словами он продолжает проповедовать в той же Листре. Из только что прозвучавшего отрывка мы видим, что апостол опять возвращается сюда. И те самые люди, которые побили его камнями, видят, что слово Павла о Царстве Божием не расходится с его делом. Что апостол был честен с ними изначально. Он не просто искусный оратор. Таких немало было в то время. Он ещё и сам живёт так, как говорит. Поэтому в итоге Павлу удаётся основать в этом мятежном городе общину и рукоположить священников.
К сожалению, мы часто имеем очень превратное представление о том, что такое честность. Нам кажется, что это нечто из разряда резать правду-матку или выкладывать окружающим всю свою подноготную. Апостол Павел сегодня очень наглядно показывает, что честность — это не совсем об искажении или умалчивании информации. Скорее это о том, чтобы моё слово не расходилось с моим внутренним состоянием и моим делом. Как Христос формулирует в Евангелии этот принцип: «Да будет же слово ваше: „да, да“, „нет, нет“; а что сверх этого — от лукавого».
А для этого я должен чётко осознавать свои мотивы и цели. Подобно апостолу Павлу понимать, к чему я призван в этой жизни. Без такой важной и устойчивой духовной интуиции моя жизнь превращается просто в череду невнятных эпизодов, калейдоскоп спонтанных увлечений-одержимостей, когда я порой просто не знаю, что от себя ожидать в следующий момент. А потому вполне способен под влиянием ситуации чувствовать одно, думать другое, а делать третье. Такое незнание себя и есть корень всякой лжи и неправды. И, напротив, если я постоянно сверяю своё внутреннее состояние с Евангелием, стараюсь жить по заповедям Христа и не увлекаться желаниями собственного эгоизма, у меня появляется живая связь с Богом. В глубине своего сердца я начинаю видеть, что Господь мыслит обо мне. Я начинаю видеть себя. Я перестаю увлекаться ложными идеями и настроениями. Я распознаю в себе доброе и худое и называю их своими именами. Это порой сложно и неприятно. Но лишь так я перестаю вводить в заблуждение себя и окружающих, становлюсь сыном правды и участником Царства Небесного.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 сентября. О поэте Иннокентии Анненском

Сегодня 1 сентября. В этот день в 1855 году родился поэт и драматург Иннокентий Анненский.
О значении его творчества и педагогической деятельности для русской культуры — протоиерей Артемий Владимиров.
Любители русской словесности отмечают 170-летний юбилей со дня рождения Иннокентия Фёдоровича Анненского — русского поэта, педагога, переводчика, критика, жизнь и деятельность которого связана с Царским Селом и Николаевской гимназией, где этот выпускник Московского университета преподавал многие десятилетия.
Анна Андреевна Ахматова отмечала, что скромнейший и почти безвестный при жизни поэт Иннокентий Анненский, по существу, проложил дорогу всем жанрам новой русской поэзии, оставаясь при этом несравненным по тонкости, по глубине лирического чувства, по профессионализму, глубине проникновения в смысл слов маэстро.
Один из учеников Иннокентия Анненского — Николай Гумилёв, творчество которого было куда известнее, чем у его педагога.
Нас привлекает в личности Анненского удивительное смирение и скромность, которых так не хватает нам, людям XXI столетия, особенно тем, кто со своим словом обращается к большой аудитории.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 сентября. Об истории праздника День знаний

Сегодня 1 сентября. День знаний.
Об истории праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
День знаний памятен каждому из нас: волнение детей, родителей, первые звонки, радостные лица учителей и учеников. Особенно это долгожданный день для тех, кто впервые переступает порог школы и вступает в новую, уже школьную, жизнь.
Этот праздник появился в советское время, хотя до середины 30-х годов в СССР точной даты начала учебного года не существовало. Единое начало учебного года во всех образовательных заведениях было введено 3 сентября 1935 года. Официально празднование Дня знаний 1 сентября было учреждено 15 июня 1984 года специальным правительственным указом об объявлении 1 сентября всенародным праздником — Днём знаний.
С тех пор прошло уже много десятилетий, и сегодня в России создаётся новая система школьного образования, которая должна стать наследницей всего лучшего, что было создано в нашей отечественной педагогике.
История нашей родины убедительно свидетельствует, что даже самое широкое образование, лишённое нравственного основания и правильного воспитания, может стать причиной незащищённости человека, да и всего общества, от самых разных пагубных и разрушительных влияний современного мира.
А для этого школа должна всегда иметь ориентир на ценностное воспитание учащихся, укоренённое в традициях духовной жизни нашего народа.
Все выпуски программы Актуальная тема