Деян., 31 зач., XII, 25 - XIII, 12.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как избежать конфликтов? Как добиться того, чтобы отношения с людьми развивались гладко, а обстоятельства не вынуждали нас вступать в противостояние и борьбу. Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 12-й и 13-й глав книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 12.
25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
Глава 13.
1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;
5 и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.
6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.
Процесс образования христианской общины в городе Антиохия не был гладким. Христианство здесь распространилось благодаря деятельности миссионеров из бывших язычников. Услышав проповедь о Христе в день Пятидесятницы в Иерусалиме, они приняли крещение, а затем пришли в Антиохию. Город, который был крупнейшим центром Римской империи. Так здесь и возникло христианство.
Но трудность была не в этом. Книга Деяний говорит, что не все верующие во Христа в Палестине были этому несказанно рады. Сразу же появились противники. Они настаивали на том, что войти в христианскую Церковь можно лишь в том случае, если ты для начала принял иудейское обрезание и начал исполнять ритуальные предписания закона Моисеева. Начались сомнения, споры, сопротивление, одним словом, возникла конфликтная ситуация. В результате в Антиохию отправили инспекцию во главе с апостолом Варнавой. Так открылась новая страница в истории христианской Церкви. Антиохия стала отправной точкой для распространения веры в Спасителя и Евангелие по всему миру.
И ещё один интересный момент. В числе верующих христиан Антиохии книга Деяний упоминает Симеона по прозвищу Нигер. Относительно его личности высказывалось предположение, что он происходил из Африки. Нигер — африканское имя. По свидетельству апостола Луки, который и написал книгу Деяний, этот Симеон нёс крест Христов на Голгофу. Из евангельской истории следует, что это вызвало у Симеона как минимум внутреннее возмущение и протест. Ведь все евангелисты упоминают о том, что его заставили, принудили это сделать. Однако, как мы видим, в результате он стал одним из тех, кто нёс весть о распятом и воскресшем Христе по всему миру.
Итак, интересную закономерность мы видим в только что прозвучавшем отрывке. Как в историческом масштабе, так и на личном уровне нечто новое и более качественное начинается именно с конфликта, с борьбы, с противостояния. И это закономерно. Ведь мы очень хотим, чтобы Бог вошёл в нашу жизнь, мы хотим перемен. Однако, с другой стороны, сами же отчаянно этому сопротивляемся. Причина проста. Мы хотим, чтобы произошло это волшебным образом. Чтобы никто и ничто не нарушали наш покой. Но, как говорится, под лежачий камень вода не течёт. И Господь меняет нашу жизнь к лучшему зачастую через внутренние и внешние потрясения. Большие и малые. А потому не будем бояться конфликтов. Нередко именно так Бог открывает перед нами новые двери. Наша задача не скатиться в ругань и вражду. Но в самый разгар противостояния сохранить верность Богу, Его Евангельским заповедям, а также мир, дружелюбие и открытость по отношению к людям. Лишь в этом случае конфликт всё расставит по своим местам. Внесёт ясность в нашу жизнь. И качественные изменения произойдут в наших отношениях с Богом, людьми и самими собой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (26.06.2024)
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 80 зач., I, 18-27.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумываясь о своих эмоциях, мы можем оценивать их как положительные и отрицательные. К первым стремимся, а вторых стараемся избегать. Когда библейские авторы говорят о Боге, они иногда приписывают Ему человеческие эмоции, причём не только положительные, но и отрицательные. Например, могут говорить о том, что Бог гневается. Но как это может быть? Разве может любовь гневаться? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
Отрывок, который мы сегодня услышали, начинается с утверждения апостола Павла, который говорит о гневе Божием, открывающемся с неба. Сразу же важно заметить, что гнев открывается не на самих людей, но на их нечестие и всякую неправду. Но даже если это так, вопрос о том, как может Бог гневаться, остаётся в силе.
Чтобы на него ответить, надо, во-первых, помнить, что Библия говорит с человеком на человеческом языке. Бог Библии, открывшийся в своё время Аврааму, Исааку и Иакову, — живой и личностный, премудрый и волящий... Говоря все эти слова, мы должны понимать, что все они только отдалённо описывают Бога, но никак не объясняют Его природу. В этом смысле Он нашему миру совершенно иноприроден и в своём существе непознаваем. В свою очередь, это значит, что гнев — это человеческая эмоция, которой мы пытаемся нечто описать. Но что же? В чём суть гнева? Она в том, что, гневаясь, мы противимся всему, что неправильно и несправедливо. В случае с нами к гневу у нас обычно примешивается злоба и жестокость. Но самая главная проблема с нашим гневом состоит в том, что мы далеко не всегда можем точно сказать, что такое правда и какой поступок будет правильным в том или ином случае. В отличие от нас, Бог — Творец этого мира и Он прекрасно знает, что в нём правильно и созидательно, а что разрушительно. Гневаясь, как мы видим, Он гневается как раз на зло и нечестие. Однако, вся проблема в том, что в сотворённом им мире быть злыми и нечестивыми могут только разумные и свободные существа, к которым мы — люди — как раз и принадлежим. Живая и неживая природа развивается в мире бессознательно и не свободно, а потому никакие животные и растения за своё состояние ответственности не несут. Люди же вполне способны выбирать и поступать в соответствии со своим выбором. Более того, не только поступать, но и вносить дисгармонию и противоречие, как в собственную жизнь, так и в жизнь мира. Эти поступки в сегодняшнем чтении апостол связывает с суетой, с омрачением сердец тех людей, которые отказались почитать истинного Бога и вместо Него стали почитать творения собственных рук. Но удивительно, как апостол описывает Божий гнев: потому Бог предал их собственным их страстям, то есть оставил людей, чтобы их собственное заблуждение было для них возмездием.
Итак, Бог не гневается на нас так, как гневаются люди, Он любит нас, но не пребывает с нами насильно, ожидая нашего свободного обращения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Неутомимая пенсионерка
Я расскажу вам вдохновляющую историю энергичной пенсионерки, о которой узнала из СМИ.
В июле 2023-го Наталья Землякова отпраздновала 70-летний юбилей. Она врач, большую часть жизни работала по профессии; продолжает трудиться и на заслуженном отдыхе — волонтёром.
Наталья убеждена, что каждый человек должен уметь оказывать первую помощь пострадавшим. «Эти навыки важны не меньше, чем таблица умножения», — говорит она. Потому и решила доктор Землякова бескорыстно преподавать взрослым и подросткам правила доврачебной помощи. Эта идея появилась у неё во время пандемии, в 2019 году. Тогда пенсионерка, по её словам, стала блогером: записывала обучающие видео для волонтёров, проводила трансляции на темы здорового образа жизни.
Сегодня Наталья Григорьевна ведёт несколько очных групп — обучает более ста человек разных возрастов и профессий! В планах — организовать занятия по начальной медицинской подготовке ещё и для малышей в детском саду.
Наша героиня родилась в солнечной Молдавии, в городе Тирасполе, а живёт в Сибири — в Новом Уренгое. Наталью Григорьевну вдохновляют история и туризм, но больше всего ей нравится общаться с людьми и делиться своими знаниями. В качестве координатора Новоуренгойского отделения Всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики» она посещает корпоративные форумы по всей стране. «На этих мероприятиях мне интересно всё, — признаётся Наталья. — Возвращаюсь в свой город с головой, полной идей!»
Наталья Григорьевна и сама хочет быть полезной людям, и других старается сделать нужными! «Считаю, что самое главное в жизни — дарить добро», — говорит она.
По-моему, с этой энергичной женщиной невозможно не согласиться!
Все выпуски программы Живут такие люди