Деян., 31 зач., XII, 25 - XIII, 12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как избежать конфликтов? Как добиться того, чтобы отношения с людьми развивались гладко, а обстоятельства не вынуждали нас вступать в противостояние и борьбу. Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 12-й и 13-й глав книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 12.
25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
Глава 13.
1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;
5 и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.
6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.
Процесс образования христианской общины в городе Антиохия не был гладким. Христианство здесь распространилось благодаря деятельности миссионеров из бывших язычников. Услышав проповедь о Христе в день Пятидесятницы в Иерусалиме, они приняли крещение, а затем пришли в Антиохию. Город, который был крупнейшим центром Римской империи. Так здесь и возникло христианство.
Но трудность была не в этом. Книга Деяний говорит, что не все верующие во Христа в Палестине были этому несказанно рады. Сразу же появились противники. Они настаивали на том, что войти в христианскую Церковь можно лишь в том случае, если ты для начала принял иудейское обрезание и начал исполнять ритуальные предписания закона Моисеева. Начались сомнения, споры, сопротивление, одним словом, возникла конфликтная ситуация. В результате в Антиохию отправили инспекцию во главе с апостолом Варнавой. Так открылась новая страница в истории христианской Церкви. Антиохия стала отправной точкой для распространения веры в Спасителя и Евангелие по всему миру.
И ещё один интересный момент. В числе верующих христиан Антиохии книга Деяний упоминает Симеона по прозвищу Нигер. Относительно его личности высказывалось предположение, что он происходил из Африки. Нигер — африканское имя. По свидетельству апостола Луки, который и написал книгу Деяний, этот Симеон нёс крест Христов на Голгофу. Из евангельской истории следует, что это вызвало у Симеона как минимум внутреннее возмущение и протест. Ведь все евангелисты упоминают о том, что его заставили, принудили это сделать. Однако, как мы видим, в результате он стал одним из тех, кто нёс весть о распятом и воскресшем Христе по всему миру.
Итак, интересную закономерность мы видим в только что прозвучавшем отрывке. Как в историческом масштабе, так и на личном уровне нечто новое и более качественное начинается именно с конфликта, с борьбы, с противостояния. И это закономерно. Ведь мы очень хотим, чтобы Бог вошёл в нашу жизнь, мы хотим перемен. Однако, с другой стороны, сами же отчаянно этому сопротивляемся. Причина проста. Мы хотим, чтобы произошло это волшебным образом. Чтобы никто и ничто не нарушали наш покой. Но, как говорится, под лежачий камень вода не течёт. И Господь меняет нашу жизнь к лучшему зачастую через внутренние и внешние потрясения. Большие и малые. А потому не будем бояться конфликтов. Нередко именно так Бог открывает перед нами новые двери. Наша задача не скатиться в ругань и вражду. Но в самый разгар противостояния сохранить верность Богу, Его Евангельским заповедям, а также мир, дружелюбие и открытость по отношению к людям. Лишь в этом случае конфликт всё расставит по своим местам. Внесёт ясность в нашу жизнь. И качественные изменения произойдут в наших отношениях с Богом, людьми и самими собой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сьюзен Кулидж «Что делала Кейти» — «Прожить день красиво»

Фото: Piqsels
Темой книг для детей (и, конечно, взрослых) часто становится преодоление сложностей. На долю главной героини повести «Что Кейти делала», написанной Сьюзен Кулидж в 1872 году, выпало особенно тяжёлое испытание — в результате травмы девочка на несколько лет потеряла способность ходить.
Узнав о своём диагнозе, Кейти впадает в депрессию. Выводит её из этого состояния тётя Хелен, которая сама много лет живёт с тяжёлой болезнью. Хелен говорит много мудрых вещей, но одна её фраза особенно глубоко врезается в память девочки.
— Кейти, — сказала тётя, — попробуй каждое утро говорить себе: а что, если сегодня последний день моей болезни? Как хорошо было бы прожить его красиво!
«Но что означает — прожить красиво?»— недоумевает Кейти.
Тётя отвечает: если он останется в памяти всех, кто тебя окружает, как день, полный света и тепла, если ты не омрачишь его нечутким словом, недобрым взглядом, самолюбивым поступком, то к вечеру ты оглянешься и скажешь: это был красивый день.
Кейти обещает попробовать. Больше всего в уроке тёти Хелен ей нравится мысль, что красиво прожить ей нужно всего один день. Только один. Это, подумала Кейти, право же, несложно. Иными словами, тётя учит девочку жить настоящим, учит её искусству малых шагов. Может, стоит и нам попробовать проживать каждый день красиво, так, как если бы он был единственным?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Онежский Крестный монастырь (Архангельская область, остров Кий)
Одна из жемчужин Русского Севера — остров Кий. Он находится в заливе Белого моря юго-западнее Архангельска, в восьми километрах от Онежского полуострова. Кий в переводе с карельского языка означает камень и остров полностью соответствует своему названию — это гранитная плита, поросшая мхом. Её площадь — три километра в длину, пятьсот метров в ширину. Здесь нет проезжих дорог. Северные сосны цепляются крепкими корнями за скалы, в небе парят серебристые чайки и над всем царит глубокая тишина.
В южной части безлюдного острова расположен храмовый комплекс семнадцатого века. История его создания связана с именем патриарха Никона. В юности святитель подвизался монахом на Соловках. Из-за разногласий с настоятелем он покинул обитель на лодке. На море разыгрался шторм и молодой инок едва не погиб. Буря выбросила его на скалистый берег острова Кий. Никон установил на месте спасения памятный крест. А в 1656 году, уже будучи патриархом, вернулся сюда и основал монашескую обитель — Онежский Крестный монастырь.
Святитель не только лично выбрал место для строительства, но и принимал участие в проектировании церковного комплекса. Архитектурный ансамбль, похожий на крепость, органично вписался в суровый ландшафт острова. До наших дней здесь сохранилось несколько зданий: это мощный Крестовоздвиженский собор, церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, с примыкающими к ней братскими кельями, двухъярусный храм Рождества Богородицы с массивной колокольней, а также несколько деревянных построек.
Удалённый от цивилизации Онежский Крестный монастырь служил молитвенным прибежищем для нескольких поколений иноков. Чтимой святыней обители почти три столетия оставался трёхметровый поклонный крест. В Распятие, изготовленное из кипариса, по велению патриарха Никона поместили частицы мощей православных подвижников и камни со Святой земли. Крест украсили иконами, написанными на Афоне, с изображением двенадцати главных христианских праздников.
Святыня находилась в Крестовоздвиженском соборе Онежского Крестного монастыря до 1923 года. Когда безбожники захватили власть в России и закрыли обитель, Кийский крест стал экспонатом Исторического музея в Москве. В 1991 году реликвию передали в столичный храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, там она хранится и поныне.
Онежский Крестный монастырь до сих пор остается недействующим. Однако, в 1991 году власти позволили православным освятить Крестовоздвиженский собор, в 2016-м под его сводами совершилась первая после долгого перерыва литургия. Верующие надеются, что когда-нибудь обитель, основанная патриархом Никоном на острове Кий в Белом море, возродится.
Все выпуски программы ПроСтранствия
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема







