Деян., 18 зач., VIII, 5-17.
5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.
6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8 И была радость великая в том городе.
9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали рассказ о проповеди апостола Филиппа в одном из Самарянских городов. Он пришел и проповедовал им Христа и они единодушно внимали ему. В этом единодушном обращении очевидна не их легковерность или легкомысленность... Дело совсем в другом.
Много раз, проходя из Галилеи в Иудею и обратно через эти места ходил Христос. Когда-то Он проходил молча, когда-то просил пить у женщины пришедшей к колодцу, иногда шел на праздник, и взирая на идущего в праздничных одеждах иудея, самаряне Его не принимали. И все же, раз за разом, в постоянных встречах и обмолвках, а иногда и в прямой проповеди, они слышали Его весть и их сердца открывались... И наконец, услышав Филиппа, они обратились.
Их готовность обратиться и стать христианами неслучайна. Она подготовлена тем, что многим окружающим казалось чем-то незначительным и мимолетным, почти жизненным фоном. И в итоге это мимолетное сыграло важную роль, помогло в будущем лучше отнестись к проповеди.
Подобные вещи постоянно происходят в нашей жизни и мы их практически не замечаем. Вот человек читает добрую книгу, видит нравственную победу героя, его внутреннее перерождение и казалось бы ничего особенного с ним не происходит. Но в нужный момент те чувства, которые он испытал, когда-то поддерживая героя и совершая с ним нравственный выбор могут оказаться решающими.
Особенно важно это понимать в религиозном контексте. Нам часто кажется, что проповедь Христианства — это что-то прямое, явное... Позвать людей на службу, дать им книгу, обличить их в грехе, посоветовать сходить на исповедь. На самом же деле, самая простая миссия заключается в добром сердце, в чистых поступках, в жертвенном и великодушном отношении к людям. Христианин должен быть человеком душевно щедрым, ведь только тогда он не будет мелочно считаться с обидчиками, не будет бояться ущемления своего самолюбия...
И вот мы видим апостола Филиппа, который проповедует самарянам и почва, когда-то обработанная Христом, дает всходы.
Однако, не только самаряне, обращаются ко Христу. Проповедь Филиппа касается сердца язычника и волхва Симона, который по словам Луки «Уверовал и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся». Человек распложенный с окружающим и относящийся ко всем с любовью, обычно не отличается подозрительностью и может показаться даже наивным. Филипп крестит его, несмотря на недавнее язычество, потому что как апостол прозревает в нем возможность подлинного изменения. Но будет ли эта возможность реализована, зависит от самого человека, когда бы он ни жил, в первом столетии или в наше время.
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Пётр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
15 января. О духовном аспекте творчества Грибоедов
Сегодня 15 января. В этот день в 1795 году родился русский писатель и дипломат Александр Грибоедов.
О духовном аспекте его творчества — священник Стахий Колотвин.