
Деян., 6 зач., II, 38-43.
Глава 2.
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Христос воскресе! У микрофона доцент Московской духовной академии священник Антоний Борисов. Можно ли начать жизнь с чистого листа и при этом не порвать связь с прошлым? На первый взгляд — нет. Но у Библии на данный счёт есть иное мнение. Давайте познакомимся с ним, послушав отрывок из второй главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в православных храмах во время утреннего богослужения.
Прозвучавшие слова, как вы уже поняли, принадлежат апостолу Петру, ставшему после Вознесения Христа на Небо неформальным лидером апостольской общины. Именно Пётр после того, как состоялось чудо сошествия благодати Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, вдохновенно обратился к жителям Иерусалима с пламенной проповедью. В ней ученик Спасителя храбро говорил о Божественном достоинстве Христа и о том, как жестоко поступили с Господом Иисусом люди. Но в задачу Петра входило не обвинять, не укорять, не обличать. Апостол стремился донести до слушателей мысль, которая им самим — Петром — была буквально пережита.
Мысль эта состоит в следующем. Человек в течение жизни может совершить множество ошибок. Иногда страшных и даже непоправимых. Но Господь даже от лютого убийцы, гонителя, предателя не отворачивается, но делает всё, чтобы этот человек сначала осознал свои преступления, а затем покаялся в них. Не просто выразил сожаление о содеянном, но коренным образом изменил свою жизнь. Этот внутренний переворот не предполагает беспамятство. Наоборот, об ошибках прошлого необходимо помнить. Но не для продолжения уничтожающего самоукорения, а для того, чтобы каждый раз благодарить Бога за освобождение — от тяжкой ноши греха, угнетающей совесть.
Как уже было сказано, Пётр знал, о чём говорил. В его собственном прошлом имелся тяжкий грех предательства — апостол трижды прилюдно отрёкся от Христа. Впоследствии Пётр тяжко страдал, молил Бога о прощении и, наконец, его (это прощение) от Спасителя получил. Тот лично восстановил апостола в его служении. Таким образом, Пётр, отмечу вновь, прекрасно понимал, что такое покаяние и как оно необходимо отягощённой грехом душе.
Исходя из такого посыла, апостол и обращается к жителям Иерусалима, а также паломникам, прибывшим в святой град. Ученик Христа созерцает перед собой лица людей, которые какой-то месяц назад кричали во дворе у Пилата: «распни, распни Его! Кровь Его на нас и детях наших!» И мы видим, как апостол не мстит, а, наоборот, щедро пользуется дарованной Христом властью прощать грехи. Пётр призывает соплеменников поверить во Спасителя, принять во имя Его крещение и через это освободиться от греха убийства Сына Божьего. Далеко не все, к сожалению, прислушались к словам апостола. Вот почему он говорит, обращаясь к крестившимся: «спасайтесь от рода сего развращённого». Так Пётр именует законников и книжников, по причине гордости и властолюбия отказавшихся присоединиться к Церкви. Завершается сегодняшнее послание указанием, что после проповеди апостола к общине учеников Спасителя присоединились три тысячи человек (огромное число для тех времён). Все христиане постоянно пребывали в молитвенном общении, совершая Евхаристию, как заповедал им Христос.
Прозвучавшее чтение, в первую очередь, говорит нам о надежде, о которой так пронзительно свидетельствует ещё один апостол — Павел. В послании к Римлянам он пишет: «надежда не посрамляет человека, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым». Бог через Сына Своего — Иисуса Христа — совершил дело нашего искупления. Мы имеем теперь дарованную не человеком, но Господом возможность войти в Царство Небесное. И путь этот начинается с покаяния, представляющего собой не пассивное пребывание в какой-то тоске, а постоянный и радостный духовный труд. Когда мы, вдохновлённые благодатью Божией, избавляемся от греховных пристрастий и параллельно с этим просим Христа помочь нам стать лучше, приобрести истинные добродетели. Покаяние освобождает нас от тяжкой ноши совершённых ошибок, но не стирает памяти. Мы помним о том, что сделали, но уже не страдаем от допущенного промаха, а благодарим Бога за прощение и возможность начать жизнь с чистого листа, а ещё стать частью нового народа Божия Церкви Христовой.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер