
Апостолы
Деян., 41 зач., XVIII, 22-28.
Глава 18.
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Христос воскресе!
Однажды известного священнослужителя Православной Церкви в Америке протопресвитера Иоанна Мейендорфа попросили дать определение такому явлению, как секта. Отец Иоанн ответил следующее: «Секта — это сообщество людей, которые уверены в том, что спасутся они и только они. Остальные же люди гарантированно погибнут. От такого положения дел члены секты получают огромное удовольствие». Для чего здесь приведена эта цитата? По одной простой причине. Ведь сегодняшнее чтение призывает нас поговорить о религиозности здоровой и ложной.
Мы слышали с вами о том, как неожиданно к проповеди истинного Бога подключился некто Аполлос, которого апостол Лука характеризует как «мужа красноречивого и сведущего в Писаниях». Аполлос был последователем пророка Иоанна Крестителя и не присоединился сначала к числу учеников Христовых. Проповедовал Аполлос в Эфесе — здесь он приобрёл многих учеников, которые (так же, как и он) искренне верили в Бога, желали узнать истину.
Какой оказалась реакция христиан Эфеса на деятельность Аполлоса? Кто-то предположит, что негативной. Совсем нет. Даже наоборот. Местные христиане, узнав сперва, во что верит проповедник, поняли, насколько он, на самом деле, близок к евангельскому учению. Потому Аполлосу поспешили рассказать о Христе и Его проповеди. Результат проявил себя сразу. Ревностный проповедник поверил в Спасителя и стал христианином. К Церкви присоединились и его последователи. В скором времени Аполлос вошёл в число так называемых «апостолов от семидесяти», проповедовавших Евангелие наравне с Петром, Павлом, Иоанном Богословом и другими ближайшими учениками Христа.
Почему прозвучавшее чтение звучит в храмах в день Отдания Пасхи — то есть в последний день сорокадневного пасхального торжества? Тем самым Церковь призывает нас вдохновится атмосферой раннехристианской эпохи — времени, когда проповедь Евангелия охватывала собой всё новых и новых людей. Древние христиане были настолько уверены в силе Откровения Божия, что не опасались того, что привычная для них культурная или национальная среда будут потревожены. Наоборот, апостолы всякий раз удивлялись тому, как учение Христа самым неожиданным образом находит сторонников из самых разных народностей. И насколько гармонично Евангелие сочетается с самыми разными культурами.
Пример воцерковления святого Аполлоса имеет важное педагогическое значение. Ведь как могли поступить христиане Эфеса, узнав о деятельности этого человека? Вполне ожидаемой могла быть такая реакция — запретить проповедовать, обличить в неправомыслии, объявить еретиком. Но вместо всего перечисленного с Аполлосом вступают в диалог, говорят ему о величии и правоте Евангелия. И каков результат? Церковь приобретает нового самобытного апостола, имеющего ещё и огромное желание проповедовать именно иудеям. Как пишет апостол Лука — «он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос».
Знаменитый поэт Иосиф Бродский любил повторять, что современному человеку хронически не хватает уважения к другому. Но на примере христианства мы видим совершенно иное. Здоровая религиозность стремится не презирать и отгораживаться, а вести диалог, искать новые пути для проповеди. И подобное стремление неизменно приносит благие плоды. Не в плане установления пресловутой толерантности, а в отношении того, что находятся новые пути и новые люди для дальнейшего распространения Евангелия в мире. Как это и было в древней Церкви.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
19 сентября. О ложных страхах и помощи Божьей
В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Ободритесь; это Я, не бойтесь».
О ложных страхах и помощи Божьей — священник Захарий Савельев.
Эти слова, сказанные Спасителем, связаны с пребыванием апостолов в лодке во время шторма. В нашей жизни случаются разные ненастья, действительно похожие на шторм. Одно время наша жизнь уподобляется тихому озеру, тихой воде, когда никаких угроз не предвидится. В другое же время наша жизнь наводняется ненастьями и исключительными обстоятельствами.
В эти секунды Господь явным образом зачастую себя проявляет в нашей жизни. И этот евангельский эпизод говорит нам о том, что каждому человеку, когда он видит Спасителя, нужно отбросить собственные страхи, суеверия и недоумения, потому что, как мыс вами знаем, евангелисты-синоптики, описываясобытия, говорят, что апостолы испугались самого Спасителя, приняв Его за призрака.
Но это был сам Господь, Который усмирил бурю, Который перед этим накормил множество людей. Что сделал Господь в этом евангельском событии? Онне оставил своих учеников во время шторма. Также и в нашей жизни, людей, которые живут в XXI веке,Господь не оставляет ни на секунду, ни на мгновение в периоды разных испытаний.
Господь каждому из нас идёт навстречу подобно тому, как шёл навстречу своим ученикам, находящимся во время шторма.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. Об опасениях апостола Павла
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас».
Об опасениях апостола — игумен Лука Степанов.
Апостол Павел ставит под сомнение плодотворность своей проповеди среди галатов из-за того, что они продолжают увлекаться теми расчетами и исполнительностью, которые были присущи ветхозаветным порядкам благочестивой жизни. Наблюдение новомесячий, определённых дней, неделание, годов, которые также чередовались, и на седьмой год не должно было делать то, что делалось предыдущие шесть, — всё это оставляло Его учеников, учеников Христовых, в неисправимости.
Поскольку теперь следование этим формальным установлениям оказывалось практически язычеством и идолопоклонством, поскольку за исполнением этих формальных требований и наблюдений не стоял ни дух, ни вера во Христа, ни сила Божья. Это было желание формально отделаться от божественного призвания, от предоставления Господу не своего, но самих себя.
Потому для новопризванных христиан эти ветхозаветные атавизмы, эта инерция ветхозаветных установлений отражала холодность души ко Христу, отсутствие любви к Нему, жизни по Христу, а следовательно, и верности Духу Святому.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. О духовном смысле праздника чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Сегодня 19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех в четвёртом веке.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Колоссы, или Хоны, когда-то были большим городом. К общине христиан этого города даже обратил одно из своих посланий святой апостол Павел. Но в 64 году от Рождества Христова сильное землетрясение разрушило город, и он больше никогда не восстановился в прежнем величии.
Храм архистратига Божия Михаила и источник при нём существовали в храме с древних времен. О его появлении пророчествовали жителям этого и соседнего города Иераполя святые апостолы Иоанн Богослов и Филипп. Пророчество исполнилось, и от источника люди обильно получали исцеление по своей вере.
Предание сохранило историю исцеления в водах источника немой дочери грека, который в благодарность воздвиг архистратигу Михаилу прекрасный храм. Известно и житие блаженного Архиппа, который поселился при храме через 90 лет после его возведения и всю жизнь подвизался, служа Богу.
Чудо явления архистратига Михаила связано с попыткой язычников уничтожить святой источник и погубить блаженного Архиппа. Много дней трудились нечестивцы, сооружая запруду выше храма и наполняя её водой. Все эти дни блаженный молился о заступничестве небесному покровителю храма. И архангел Божий явился блаженному Архиппу, рассёк скалу и отвёл воды рек от святого места.
Небесные покровители наших храмов и есть их настоящие хозяева и заступники. Они оберегают места молитвы и поклонения Богу, освящённые в их честь и память. И из своей практики могу подтвердить, что не раз именно заступничество небесной покровительницы нашего храма, святой равноапостольной Ольги, помогало общине в сложных ситуациях.
Господь, Божия Матерь, ангелы и святые заботятся о храмах, которые мы им посвящаем. Будем же всегда помнить об их незримом, но реальном присутствии, когда приходим помолиться.
Все выпуски программы Актуальная тема