Деян., 30 зач., XII, 12-17.
Глава 12.
12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.
17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим короткий рассказ, буквально небольшую зарисовку о том, как апостол Пётр, чудесным образом освобождённый ангелом из тюрьмы, пришёл к дому, в котором собирались ученики и рассказал им о произошедшем чуде. Мы видим рассеянность служанки, видим недоверчивость остальных, видим, что уже в первые дни главой Иерусалимской общины стал Иаков, который был сводным братом Спасителя. Однако есть одна деталь, которая говорит не о сиюминутных действиях, но о том, что постоянно присутствовало в жизни последователей Христа.
Итак, евангелист Лука, автор книги Деяний, пишет, что Пётр пришёл в дом Марии, матери Иоанна, называемого Марком, в котором многие из учеников собрались и молились. Это последнее уточнение очень важно. Ученики с самых первых дней, несмотря на опасность и возможные гонения, собираются вместе и молятся. Автор не акцентирует на этом внимание, потому что для него в этом не было ничего необычного, но на самом деле в том, что они делали, можно увидеть существенные черты жизни первохристианской общины. Причём черты эти носят не случайный характер, но имеют явные богословские основания.
Дело в том, что первый грех, совершённый ещё Адамом и Евой, привёл к тому, что в них самих, да и в нас, как в их потомках, исказилась Богом данная способность к общению. Причём общению любому, как с Богом, так и с человеком. Зная, что при самом хорошем отношении друг к другу, люди в глубине оказываются эгоистичны и одиноки, древние говорили: «человек человеку — волк». Но Бог сотворил нас по своему образу и подобию, чтобы мы пребывали в общении с Ним и общались между собой. И Он пришёл на землю именно для того, чтобы восстановить в нас всё, что было искажено, Он создал Церковь, которая призвана стать школой этих новых отношений. Призвана стать местом, в котором люди друг другу не враги, но братья и сёстры.
Мы видим, что дом Марии, которая была матерью Иоанна Марка, это дом, в котором происходит молитвенное собрание. В этих двух словах как раз и выражается стремление к Богу и друг к другу. Ученики вполне могли бы молиться каждый в своём доме. Тем более, что Сам Христос сказал, что истинное поклонение — это поклонение в духе и истине, и не акцентировал внимание на в конкретном месте. Но они собираются в одном доме и молятся все вместе. И важно тут не географическое пространство, не конкретная точка на карте, но собрание, которое оказывается местом любви. Иногда люди думают, что христиане воспринимают храмы как места особой силы, в которых можно, что называется, подзарядиться... Однако храм ценен не сам по себе, но как место, в котором собираются ученики, двое или трое, или гораздо больше... важно не количество, а то, что Христос посреди них. Из книги Деяний, из апостольских посланий, из истории Церкви мы знаем, что нестроения и конфликты всегда присутствовали в жизни учеников. Хорошего в этом мало, но ведь жизнь — это путь, а церковное собрание — школа, в которой мы как раз и учимся прощению, примирению и любви.
Автопортрет и зеркало. Анна Тумаркина
С самого раннего детства мне, да и почти всем знакомым девочкам, объясняли, что долго в зеркало смотреться неприлично. А уж красоваться перед зеркалом и вовсе стыдно. Очень многие отрицательные героини сказок, стихотворений и фильмов ну просто ни минуты не могли прожить без любимого зеркала. Особенно хорошо запомнилась злая мачеха из пушкинской «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Однако, девочку, и еще больше девушку-подростка трудно представить без зеркала. Каждая из нас носила при себе маленькое зеркальце в сумочке, каждая из нас смотрела на себя в зеркало в ванной комнате, прихожей, спальне, да где угодно. Девушки любят зеркала.
Будучи художником-любителем, я нарисовала множество пейзажей, цветов, птиц, фантастических животных. Долгое время хотела, но не решалась написать автопортрет. Мне казалось, что рисовать саму себя — то же самое, что бесконечно долго смотреться в зеркало. Мало того, создать себе эдакое вечное зеркало, любоваться на него. Смотрите, мол, какая я красивая! Гордыня, самолюбование?
Я видела множество автопортретов великих мастеров, от классиков эпохи возрождения до современных новаторов. Понимала умом, что не в гордыне дело. Что гордыня не питает, а скорее губит и вытесняет настоящее искусство, подменяя его банальностью и пошлостью. Кроме того, часто для художника самая доступная, самая естественная и изученная модель—это он сам.
Долго я не решалась приступить к работе над собственным автопортретом.
А потом мне случайно попался отрывок воспоминаний художницы Маргариты Сабашниковой, жены поэта Максимилиана Волошина. Однажды она приехала в Верхотурский монастырь к известному старцу Макарию Октайскому за духовным советом. Вот что сказал ей отец Макарий по поводу живописи:
«Бог на всех вещах напечатлел Свой лик. Он пришел, чтобы дать Свой Лик, а не отнять его... с тех пор, как Он жил на земле, все: камень, облако, цветок—это Его лик».
Меня осенило: если даже в камне Господь запечатлел Свой Лик, то что такое человек, как не Божий Автопортрет? Ведь сказал Господь: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему!»
Мне думается, что, Господу, когда Он создавал нас, не требовалось множество маленьких живых одинаковых отражений. И Творец наделил нас уникальными индивидуальными неповторимыми чертами. И мне кажется, что для верующего художника автопортрет — просто еще одна возможность выразить благодарность Богу.
Для меня работа над автопортретом стала поводом познакомиться с собственной индивидуальностью. Увидеть в ней проявление акта Божественного творения. Произнести в молитве слова благодарности за бесценный подарок — за то, что ношу образ Божий. За то, что имею твердую надежду по любви и милосердию Господи однажды обрести Его подобие. За радость открытия, что каждый из нас — автопортрет Господа. Какая дерзость так думать! И какая радость!
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
11 октября. О почитании преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны
Сегодня 11 октября. Обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Об их почитании, — священник Максим Пустовый.
11 октября. О личности, подвиге и почитании Благоверного князя Вячеслава Чешского
Сегодня 11 октября. День памяти Благоверного князя Вячеслава Чешского, жившего в Х веке.
О его личности, подвиге и почитании, — священник Августин Соколовски.