Деян., 27 зач., X, 44 — XI, 10.
Глава 10.
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
Глава 11.
1 Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
2 И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
4 Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
5 в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
6 Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
7 И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь.
8 Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои.
9 И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
10 Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первоначально христианские общины состояли преимущественно из евреев. На свою веру во Христа они смотрели как на органичное продолжение той религии, в которой были воспитаны и выросли. Поэтому они ходили молиться в Иерусалимский храм, соблюдали ритуальные постановления закона Моисея, а также считали, что, если человек хочет стать последователем Мессии, он сначала должен принять иудейскую веру через обряд обрезания.
Тот отрывок, который мы только что услышали, рассказывает о переломном моменте в истории христианства. По велению Бога апостол Пётр крестил римского сотника язычника Корнилия, минуя иудейские обряды посвящения. К удивлению окружающих Господь принял это крещение, подтвердив его действительность тем, что на всех присутствующих сошёл Дух Святой. Об этом случае Пётр и рассказал в Иерусалиме перед собранием христианских старейшин.
Первая реакция иерусалимских христиан на это была негативной. Среди них было много ревнителей закона, которые неслучайно в начале отрывка называются обрезанными. Они выдвинули обвинение против Петра: «ты ходил к людям необрезанным и ел с ними», что было строго запрещено ритуальными правилами иудаизма. Ведь разделить с человеком трапезу означает признать его братом. Таким образом, мы видим, что в Церкви назревал раскол. Однако, когда верующие услышали о том, что на крестившихся язычников сошёл Дух Святой, они успокоились и прославили Бога со словами: «видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь».
Если бы этого события не произошло, христианству угрожала бы опасность остаться одним из течений в рамках иудаизма. Верующие так и могли бы остаться с убеждением, что Бог послал Своего Мессию и основал Церковь лишь для евреев. Книга Деяний показывает нам, что замысел Творца намного глобальнее: христианство не имеет национальных границ, а Христос принадлежит всякому человеку и всему миру.
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.