Деян., 14 зач., V, 12-20.
Глава 5.
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:
20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Перед нами — яркое свидетельство книги Деяний о том буквально взрывном проявлении силы Святого Духа в апостолах, которое не замечать было невозможно. Словно открылся некий духовный портал — причем именно для уверовавших в мессианское достоинство Иисуса Христа — и то, что ранее воспринималось как исключительность, — в лице апостолов становится обыденностью. Они направо и налево исцеляют, изгоняют демонов, врачуют душевные и телесные недуги. Народ, в отличие от духовных лидеров иудаизма — саддукеев и фарисеев, — быстро понял всю выгоду для себя этого «духовного портала» — и устремился, чтобы решить свои давние проблемы. Неудивительно, что это вызывает сильнейшую гневную реакцию у духовенства: ещё бы, на их глазах происходит драматическая миграция бывших «прихожан» в иную веру — хотя пока ещё и не произошло окончательного разделения между уверовавшими во Христа и остальными иудеями.
Заметим, что есть одна небольшая деталь, которая обычно пролетает мимо внимания, — но она весьма примечательна. Речь о том, как тень от апостола Петра исцеляла тяжко болящих. Нам в этом не видится ничего особенного — но тот, кто знаком со спецификой античной ментальности, знает: для многих людей того времени тень воспринималась как некая сущность, «прикреплённая» к человеку. Согласно иудейским законам, если тень человека упадёт на труп — то этот человек уже считался осквернившимся. Для нас это выглядит какой-то дикостью — мы-то знаем, что тень — это всего лишь отсутствие света по причине его заслонения человеческой фигурой. Но смотрите, что происходит с этим очевидным суеверием в ситуации с апостолами — Бог «подыгрывает» этой детской вере в связь тени с человеком — и через это позволяет действовать исцелительной силе Святого Духа! Разве это не потрясающе?
В религиозной жизни иногда можно встретить определённый крен в сторону такой «интеллектуальной стерильности». Чаще всего этим грешат новообращённые, пропускающие всё через сито своего разума и решительно отбрасывающие всё то, что по формальным признакам не соответствует чётким доктринам. Самоудовлетворённые своей правильностью, эти люди могут высмеивать то, что с их точки зрения — суеверие, глупость, невежество. А Бог... стоит рядом и нередко через эти суеверия, глупости и невежество всё равно продолжает действовать — если видит, что носитель этих несуразностей — искренен в своей вере! Ведь разве может сила веры и любовь быть слабее любой, даже самой идеальной в своей непротиворечивости, доктринальной системы?...
Помоги же нам, Господи, не только заботиться о чистоте и правильности своей веры — но и не забывать с деликатностью относиться к чужим представлениям!
20 апреля. О Христе
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим».
О Христе, — епископ Черняховский и Славский Николай.
20 апреля. О проповеди святого Серапиона Синдонита
Сегодня 20 апреля. День памяти Преподобного Серапиона Синдонита.
О проповеди святого, — священник Августин Соколовски.
20 апреля. Об истории акафиста Пресвятой Богородицы
Сегодня 20 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах читается Акафист Божьей Матери.
Об истории акафиста, — игумен Лука Степанов.