
Деян., 6 зач., II, 38-43.
Глава 2.
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим проповедь апостола Петра и рассказ о первых днях существования Церкви. Впрочем, перед нами не просто проповедь, но ответ на вопрос, который задают растерянные жители Иерусалима, оказавшиеся первыми слушателями апостольской проповеди в день Пятидесятницы. Поначалу они были очень самоуверенны, а некоторые даже посмеивались, полагая, что проповедники пьяны. Однако Пётр не только привёл им примеры из Ветхого Завета, но, что самое главное, уверил их в воскресении Христа.
Для нас сегодня это кажется чем-то невероятным. Один человек говорит другому, что кто-то воскрес, и тот, кому говорят, верит. Сегодня само понятие правды настолько дискредитировано, что и десять человек могут говорить то, во что никто не поверит. И не потому, что люди стали недоверчивее, но потому, что изменилось отношение ко лжи. Буквально несколько дней назад на Страстной неделе в храме читалось Евангелие о суде над Христом. Во всей этой истории поражает тот факт, что судьи не находят двух свидетелей, которые готовы ради дела рассказать одинаковые истории. Осудить человека можно было на основании минимум двух свидетелей и их не могли найти, потому что при всём желании осудить Спасителя, люди не хотели быть лжесвидетелями, ведь это было нарушением одной из важнейших заповедей.
Во время проповеди апостолов люди услышали свидетельство двенадцати человек, которые говорили, что известный проповедник и чудотворец Иисус из Назарета умер и воскрес.
Именно поэтому, слушающие задают апостолам вопрос: «Что же нам делать мужи и братия?» Их глаза открылись, и они вдруг осознали, что также отчасти виновны в том, что произошло. Они не узнали Того, Кого ждали веками, Чьё пришествие предсказывали их же пророки.
Ответ апостола Петра удивителен! Он совершенно не давит на них чувством вины и не угрожает... Он говорит: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа». Апостолы настроены не обличать и пользоваться своей правотой, но открывать людям путь спасения. Вы осознали свою неправоту? Это не повод унывать, но повод исправиться. Вы можете креститься и получить прощение грехов. Причём прощение не просто как отмену проблем, как будто бы можно быть виновным в преступлении, а потом просто как по волшебству перестать быть виновным. Грех — не формальная вина, а его прощение — это не отмена вины. В данном случае прощение грехов — это исцеление духовных болезней, которые приводят к грехам, это выправление того состояния, из-за которого человек оказывается подчинён злу. И зная, что у людей есть возможность начать новую жизнь, апостол призывает их к покаянию и крещению. Он буквально уговаривает их войти в Церковь, потому что Бог пришёл, чтобы спасти каждого.
Иногда, пусть и совсем по другим причинам, человек задаёт себе вопрос: что же мне делать? Я чувствую, что поступал неправильно? Есть ли у меня шанс начать заново? Ответы на эти вопросы звучат в сегодняшнем чтении: «покайся, крестись, а если уже крещён, вернись в Церковь, чтобы получить прощение грехов и начать новую жизнь».
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема