Город Дедюхин – это город, который вы никогда не увидите. Ну, если только не занимаетесь дайвингом или не любите рассматривать архивные фотографии. Также дело обстоит и с церковью Во имя Всех Святых, существовавшей когда-то в этом городе.
C самого начала с Дедюхиным связаны разные странности. По указу императрицы Екатерины Второй в 1781 году образовалось Пермское наместничество. Его центром был утвержден Егошихинский завод, получивший статус губернского города и новое имя – Пермь. Примерно в это же время в том же самом Соликамском уезде село Рождественское Усолье переименовывается в новый заштатный город – Дедюхин. За что ему была оказана такая честь, непонятно. Если брать горные заводы, то набрался бы не один десяток на Среднем Урале, которые по всем статьям превосходили его.
Но как бы то ни было, получив статус города, Дедюхин долго сохранял его – вплоть до 1918 года. И тут случился еще один парадокс. В это время немало сел и заводских поселков были преобразованы в города. Так, например, стало с соседним селом Новое Усолье. Город же Дедюхин оказался разжалованным в поселки. Но на этом злоключения его не закончились.
В начале тридцатых годов в Верхнем Прикамье был образован новый город. В его состав вошли село Лёнва, станция Усольская, поселок Березниковского содового завода, поселок Дедюхин и еще ряд населенных пунктов. Казалось бы, по справедливости, название Дедюхин должно было возродиться. Но все произошло не так. Новый город получил название Березники – по поселку содового завода, а Дедюхин вскоре и вовсе исчез с лица земли – в 1952 году его затопило рукотворное Камское море. Сохранилось имя города только в названии острова. Именно поэтому я упоминал про дайвинг…
Такая же печальная судьба сложилась и у дедюхинской церкви Во имя Всех Святых.
Построена она была в 1854 году на средства московского купца Кармолина, управляющего соляным промыслом. Действовала церковь Во имя Всех Святых, как ни странно, вплоть до затопления Дедюхина Камским водохранилищем в 1952 году. Но церковь не затопили. Её перевезли в Абрамово и поставили на улице Ломоносова. Ради чего – не очень понятно. В её стенах расположили швейную мастерскую, а позже – народный суд. В конце 80-х церковь и вовсе уничтожили и на её месте построили школу №17.
Дети, конечно же, наше будущее… Но не стоит забывать, что и наше прошлое, и наше настоящее, а также и наше будущее – напрямую связаны с православной верой. И в частности, с храмами, в которых мы славим Бога.
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
21 ноября. Об отвергающих Слово Божие
Сегодня 21 ноября. В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня».
Об отвергающих Слово Божие, — игумен Лука Степанов.