В Православной Церкви хранятся реликвии, которые подчас просто поражают нас своей древностью. Помню, как оказавшись на святой горе Афон, посчитал своим долгом отправиться в монастырь Агиу Павлу (то есть обитель святого Павла), чтобы своими глазами посмотреть на дары волхвов. Да-да, начиная с 15 века, на Афоне хранятся те самые подарки, которые принесли Младенцу Христу звездочеты с востока.
Это событие описывается сразу в нескольких Евангелиях. В них говорится, что мудрецы с востока, которых апостол Марк именует “магами”, увидели на небе Вифлеемскую звезду, последовали за ней и пришли, в итоге, к пещере, в которой от Девы Марии родился Христос Спаситель.
Принято считать, что волхвов было трое. Хотя об этом и не говорится в Евангелии. У Беды Достопочтенного, автора 8 века, мы находим сведения об именах волхвов - их звали Каспар, Мельхиор и Валтасар. Каспар описывается Бедой как юноша, Мельхиор как старец, а Валтасар как имеющий темную кожу.
Каждый из волхвов принес Христу свой подарок - золото, ладан и смирну. Золото предназначалось Иисусу как земному царю, ладан как Богу, а смирна как человеку, которому суждено умереть. Дары волхвов в течение своей жизни хранила Богоматерь Мария. После ее кончины дары находились сначала в Иерусалиме, а затем в пятом веке были перевезены в Константинополь. Там они находились вплоть до падения Города, которое произошло в 15 веке.
Захваченный турками Константинополь мог потерять все свои святыни, если бы не позиция матери султана Мехмеда Марии Бранкович, которая была православной. Именно она уберегла многие реликвии Византии и передала их на Афон. Дары волхвов она решила отвезти в афонский монастырь святого Павла. Причалив к берегу, она решила из-за исключительности ситуации нарушить древний запрет для женщин появляться на Святой горе. Но пройдя около 500 метров, Мария была остановлена голосом Богородицы, которая повелела царице стоять на месте, дожидаться монахов и передать им привезенные святыни.
На месте встречи царицы и монахов теперь стоит особая часовня. Дары волхвов, привезенные Марией Бранкович, представляют собой 28 золотых пластин, каждая из которых имеет уникальный орнамент. Ладан и смирна несколько веков назад были соединены и представляют собой шарики размером с среднюю виноградину.
Оказавшись рядом с дарами волхвов, я невольно ощутил дуновение времени и на мгновение оказался в Палестине времен Христа. Точно такое же чувство было, надеюсь, и у тех тысяч людей, что поклонились дарам волхвов, когда их привозили в Москву.
24 октября. Об оптинских старцах

Сегодня 24 октября. Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших.
Об оптинских старцах — игумен Назарий (Рыпин).
Оптинское старчество стало тем костром, у которого отогревала сердца вся Россия, как об этом говорил Концевич. И благодаря оптинскому старчеству произошёл во многом переворот в душах очень многих людей и возвращение к Богу, возвращение к Церкви нашей русской интеллигенции.
Во многом благодаря тому, что оптинские старцы, такие как Макарий Оптинский, Амвросий Оптинский, старец Нектарий, Иосиф, Иларион, Анатолий Старший, они, будучи людьми образованными, могли говорить на одном языке с образованными людьми. Это было очень важно для России, и поэтому значение оптинского старчества очень велико.
Помимо того, что, конечно же, они имели пример личной святости, пример любви, которую они проявляли к людям, и это привлекало очень-очень многих. Этот живой пример христианства, не отвлечённого, не умозрительного, реального христианства, людей, носителей Духа Христова, тех богоносцев, которых так сложно встретить нам на путях своей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Флп., 245 зач., III, 8-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Нормально ли то, что между верующими церковными людьми существует разномыслие? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.
12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.
16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.
17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.
19 Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.
Только что прозвучавший отрывок апостол Павел начинает с того, что всего в нескольких фразах формулирует цель жизни христианина. По его словам, каждый верующий должен стремиться к познанию Бога. Для этого, по мысли Павла, необходимо пройти тем путём, которым прошёл Господь. Принять участие в Его страданиях и смерти, чтобы в итоге достигнуть воскресения мёртвых.
Перед нами своеобразное исповедание веры Павла. Эта формула, которая помогает апостолу не сбиться с пути и продолжать свою непростую миссию. Проповедовать Евангелие, несмотря на дикое сопротивление противников христианства, несмотря на тяжкие, порой невыносимые обстоятельства жизни, несмотря на собственные немощи.
Важно отметить — сам Павел не считает, что он постиг на сто процентов всю глубину смысла этой вероучительной формулы. Он не считает, что прошёл весь путь веры от начала до конца и может чётко описать все его этапы, как человек, который всё испытал на собственном опыте. О себе он говорит, что лишь на пути к совершенству. Однако он утверждает, что главное — находиться в непрестанном движении к Богу. Я, «забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели», — пишет он.
И далее Павел добавляет: «если же вы о чём иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить». Апостол понимает, что кто-то из его адресатов может усомниться в его словах. Ведь у кого-то могут быть свои представления о цели и содержании христианской жизни. Павел не пытается доказать им собственную правоту. Он также не доказывает им, что они не правы. Он просто говорит, чтобы они доверились его словам, попытались подчинить предложенному им правилу свою жизнь. И если они будут также двигаться к намеченной цели, то по ходу работы они поймут истину его слов. Сам Бог откроет им их смысл.
Этот призыв обращён и к нам. Ведь в каждом из нас живёт собственное представление о том, что такое христианская жизнь. Мы все по-своему думаем о Боге, о том, как Он взаимодействует с человеком, как устраивает нашу судьбу и что конкретно должны в ответ делать мы. Разномыслие между верующими — это в каком-то смысле норма. Но это не должно быть поводом для того, чтобы стоять на месте и ничего не делать. Церковь предлагает нам общее направление нашего движения. Всякий должен верить во Христа как в Бога и Спасителя, всякий должен принимать участие в жизни церковной общины с её богослужениями и таинствами, всякий должен на практике исполнять Евангелие. И по мере нашей работы Господь будет открывать нам смысл происходящего. Главное — не останавливаться и продолжать свой путь. Тогда разница во взглядах с нашими собратьями будет беспокоить нас всё меньше и меньше. Мы увидим, насколько это несущественно для нашего спасения. Вместо этого нас всё больше будет интересовать то, как мы можем лучше познать волю Божию и послужить ради Христа своим ближним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 137. Богослужебные чтения
Может ли чувство благодарности быть не преходящей эмоцией, а... образом жизни? Давайте послушаем 137-й псалом, который читается сегодня в храмах за богослужением, и постараемся ответить на этот вопрос.
Псалом 137.
Давида.
1 Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе, что Ты услышал все слова уст моих.
2 Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твоё за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твоё превыше всякого имени Твоего.
3 В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость.
4 Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих
5 и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.
6 Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали.
7 Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострёшь на ярость врагов моих руку Твою, и спасёт меня десница Твоя.
8 Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй.
Прозвучавший сейчас псалом — сплошной непрекращающийся поток слов благодарения и восхваления, обращённый к Богу. С первого взгляда может показаться, что у Давида что-то произошло необычное, явное посещение милости Божией, — и вот он преисполнился слов признательности и излил их в виде псалма.
Но если посмотреть на этот псалом среди других псалмов, нетрудно заметить определённый ритм самого повествования: это всё же не «всплеск» эмоций, а определённый жанр — причём я бы дерзнул сказать, жанр не речи, но самой жизни.
Святитель Феофан Затворник, известный епископ-подвижник и духовный писатель 19-го века, в одном из своих писем говорит, что «всякое возношение ума и сердца к Богу есть молитва». Через такое возношение ума и сердца и совершается непрестанная молитва среди дел. Особое внимание святитель уделяет «хождению перед Богом» и «душевной теплоте» — которую можно сравнить с тлением углей в камине или печи. Пока внутри, в сердце есть «теплота» — душа радуется и поёт, к чему бы ни прикоснулась в самой, казалось бы, обыденной обстановке. Это не обязательно выражается в тех или иных словах, обращённых к Богу: молитва может быть самим расположением души, её «разворотом» навстречу Богу. Когда это происходит, то в любой мелочи, любой кажущейся незначимой детали благодарно настроенное сердце видит отражение Божественной милости, живого действия живого Бога — и это снова и снова «подбрасывает дрова» во «внутренний камин» души.
Пока это «горение» продолжается — находятся и слова, и образы, и истории для того, чтобы перед внутренним взором помещать всё новые и новые подтверждения реальности непрекращающегося попечения Творца о конкретном человеке. Но стоит огню погаснуть — тотчас ринутся со всех сторон помыслы маловерия и уныния, безнадёжности и растерянности.
Урок, который нам преподносит царь Давид в 137-м псалме, очевиден: если мы будем заботиться о благодарной «теплоте внутри» — никакие беды и напасти нас уже испугать не смогут!








