
Фото: PxHere
Однажды очень давно, в то время, когда я ещё довольно редко заходила в храм, я шла на работу вдоль живописного пруда, что находится у западной стены Новоспасского мужского монастыря в Москве. Как красиво и спокойно было здесь. Неторопливые утки рассекали зеркало воды, звонко щебетали птицы. За стеной монастыря звонили колокола. «Наверное, праздник...» — подумала я. Время позволяло, и я решила зайти в монастырь. Чтобы поставить свечку и помолиться... Но людей было так много, что мне даже не удалось войти в храм, где проходила служба. Рядом со мной стоял старичок с белой-белой бородой. Он улыбнулся мне:
— Хорошо, что ты пришла! Была на архиерейской службе? — спросил он так просто, будто мы с ним старые знакомые.
— Нет, не была... Наверное... — растерянно ответила я, пытаясь понять, что такое архиерейская служба.
— Сегодня епископ служит, — сказал он. Потом посмотрел на меня с улыбкой и добавил, — Идём!
Седовласый дедушка взял меня за руку и повёл вглубь храма. Я сначала хотела, было, воспротивиться: ведь мне на работу нужно, я ненадолго зашла... Но спорить не стала. Пошла за ним. Мы встали в самом центре храма, недалеко от деревянного возвышения — кафедры. На ней происходило то, чего я никогда не видела: два церковных служителя помогали облачаться владыке в специальные архиерейские богослужебные убранства. В это время хор пел светлое, ликующее песнопение, которое начиналось словами «Да возрадуется душа твоя о Господе...». Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Эта молитва поётся во время облачения архиерея перед тем, как епископ будет совершать литургию — главное христианское богослужение, во время которого совершается Таинство Евхаристии (то есть Причастия). В основе песнопения на облачение архиерея — текст 61-й главы книги пророка Исаии. На русском языке молитва звучит так: «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моём; ибо Он облёк меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха, возложил венец и, как невесту, украсил убранством».
А вот церковнославянский текст этой молитвы: «Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо тя в ризу спасения и одеждою веселия одея тя, яко жениху возложи ти венец и яко невесту украси тя красотою».
Давайте послушаем, как звучит это песнопение:
Имени владыки, который служил литургию в тот день в Новоспасском монастыре, я не знала и не знаю до сих пор. Но я очень хорошо запомнила его мудрое лицо и серьёзные светло-серые глаза. Тогда, во время службы, я видела, с каким благоговением и трепетом подходят к нему и целуют его руки священники и монахи. Для меня всё это было настоящим открытием. Сердце ликовало, а голова не могла уместить всего, что я только что увидела. «Радость о Боге», воспетая в песнопении, облекла и мою душу.
Я и не заметила, как служба закончилась... Нужно было идти на работу. А старенького прихожанина, который помог мне ближе увидеть первую в моей жизни архиерейскую службу, уже не было рядом. Но в памяти он остался навсегда.
Давайте ещё раз вместе послушаем песнопение «Да возрадуется душа твоя о Господе» в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер