
«Чудо в 7-й камере», студия Lanistar Media, режиссёр Мехмет Ада Озтекин
— Бабушка! Что с моим папой?
— А что с твоим папой?
— Мой папа сумасшедший?
— Что это за слова? Я сейчас тебя отругаю.
— Но он совсем не похож на других отцов.
— Не будет похож. Он ни на кого не похож. Знаешь, почему не будет похож? Потому что твой отец такого же возраста, как и ты.
Мехмету, отцу девочки по имени Ова, конечно же, не семь лет. Физически он взрослый мужчина, но у него — разум и душа ребёнка. Дело в том, что у Мехмета, или Мемо, как зовут его родные и знакомые — задержка в умственном развитии. Несмотря на это, он сумел создать семью — у него была жена, которая умерла после рождения дочери. С тех пор Ову воспитывает сам Мемо и прекрасно с этим справляется. С дочерью они — неразлучные друзья, понимающие друг друга с полуслова. А ещё у них есть добрая и мудрая бабушка. Все трое мирно и счастливо живут в уединённом домике в горах.
Такова завязка фильма, который называется «Чудо в 7-й камере». Фрагмент из него прозвучал в начале нашей программы. Картину снял турецкий режиссёр Мехмет Ада Озеткин, она вышла в прокат в конце 2019 года. На большом экране её успели увидеть только зрители в Турции, поскольку вскоре разразилась пандемия коронавирусной инфекции и кинотеатры по всему миру надолго закрылись. Однако фильм появился на самых популярных онлайн-киноплатформах, и его смогли по достоинству оценить зрители из разных стран. Картина имела большой успех и вызвала интерес у критиков. Они отмечали, что в то время, когда человечество переживает трудные времена, очень не хватает таких историй, которые несут свет, учат любви и милосердию.
Режиссёру Мехмету Ада Озеткину удалось выразительно и динамично воплотить на экране драматургически сложную и многоплановую задачу. Фильм «Чудо в 7-й камере» затрагивает сразу несколько серьёзнейших проблем — начиная с отношения общества к людям с особенностями физического развития и заканчивая темой преступления и наказания. Сюжет развивается стремительно. Идиллические картины жизни необычного отца и всем сердцем любящей его дочери среди гор и лугов, неожиданно сменяют мрачные тюремные интерьеры. Мемо, который и мухи не обидит, по нелепому стечению обстоятельств попадает в места заключения. Ова, которая не может выдержать разлуки с отцом, однажды тайно пробирается в тюрьму. Чтобы отвлечь ребёнка от мрачной обстановки, заключённые придумывают историю о том, что камера — это больничная палата, люди здесь лечатся, и кода выздоровеют, вернутся домой.
— Это больница, доченька. Смотри, они все больные.
— Но вы все здоровые.
— Разве возможно такое? Смотри, все мы больные.
— А у тебя какое заболевание?
— Моё заболевание? Я сам, не хотя этого, обманывал людей. Отбирал их деньги.
— Я не разу не слышала о такой болезни...
— Ну, пойми же. Обманывал и крал.
Все эти люди действительно совершили преступление. Но что делать невиновному Мемо? Мало того, что он разлучён с дочкой, — для него добиваются... смертной казни! События на экране заставляют сердце биться чаще, поскольку развиваются непредсказуемо. На протяжении фильма переживаешь целую гамму эмоций: радуешься, тревожишься, удивляешься. А в некоторые моменты комок подступает к горлу. И когда ты уверен, что наступил финал истории, оказывается, что всё только начинается...
Но не буду забегать вперёд. Фильм Мехмета Ада Озеткина «Чудо в 7-й камере» нужно увидеть своими глазами. А я хотел бы процитировать актёра Араса Булута Ийнемли, который потрясающе раскрыл образ Мемо. На вопрос, что лично ему помог понять фильм, актёр ответил: «Он по-новому заставил меня взглянуть на духовные ценности человека. Мы часто забываем о них. Но самое время вспомнить».
«Электричка»

Фото: Maisy Vi / Pexels
Утреннюю дорогу на работу не каждый может назвать прекрасным временем суток. Особенно, если ехать придётся на электричке, а путь к станции пролегает через автомобильный мост и мимо железнодорожного депо. Но даже такая индустриальная картинка преображается, если отобрать у внешних обстоятельств право влиять на настроение.
Сижу в вагоне, слышу за спиной шум раздвигающихся дверей. Раздаётся приятный мужской голос: «Друзья, всем доброго утра и отличного настроения!». Звучание гитары и узнаваемые аккорды любимой песни, которую давно не слышал. Как же всё преображается вокруг! Видишь во всём этом какой-то светлый замысел, который не сразу открывается.
Вот, что такое электричка? Точное время прибытия, на которое практически не влияет погода. Внутри тепло и, если даже и укачивает, то не так как в автобусе или в машине. Сидишь, любуешься пейзажами за окном, слушаешь музыку в наушниках или читаешь молитвослов, и на душе как-то спокойно и радостно.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
«Традиция»

Фото: Vitolda Klein / Unsplash
Зимнее субботнее утро. Мы с женой проснулись, но ещё не встали. Дверь в спальню открывается, и кто-то ползёт к нашей кровати.
— Кто там? — шутливым голосом спрашивает жена.
— Какие-то маленькие люди в пижамах, — отвечаю я, глядя на дочек, которые затаились у кровати. Кире 8, Эмилии — 6.
Топот маленьких ножек, прыг! И приземление на маму и папу поверх одеяла.
— Солнце давно взошло, — говорит с укором старшая. — Сколько можно спать? Нас же каток ждёт.
Младшая дочь три раза нежно целует маму в лоб, что-то тихо приговаривая.
Обычно так делаю я — перед сном, когда девочки уже в кроватках. Эта традиция перешла к нам от моей бабушки — так она желала спокойной ночи мне и моим братьям, когда мы были маленькими. Целовала и приговаривала: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
— На ночь так будешь делать ты, пап, а по утрам — будем мы! — поясняет Кира и тоже целует меня в лоб.
— У нас новая УТРАдиция, — подводит итог Эмилия, и комната наполняется смехом.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
«Струны»

Фото: Viktor Talashuk / Unsplash
Летнее утро на даче. Пью кофе на кухне, жена рядом моет только что собранную клубнику. Вдруг слышим странные звуки, прислушиваемся. Нечто похожее на музыку раздаётся со второго этажа. Из детской. Поднимаюсь наверх и вижу, как необычно с улицы в комнату проникают солнечные лучи. На окнах висят жалюзи, они открыты, но не полностью. И вот это преломление света даёт удивительный эффект. Кажется, будто множество тонких верёвок, натянуто через всю комнату.
На табуретке напротив окна сидит наша восьмилетняя дочь и перебирает эти лучи-верёвки своими длинными пальчиками, будто играет на каком-то музыкальном инструменте. А младшая, — ей почти 6, сидя на кровати, внимательно наблюдает за сестрой, и в такт движениям её рук, дёргает струны на укулеле. Старшая периодически останавливается и ласково поправляет сестрёнку: «Повыше, нет, не так, вот та-ак...».
И всё это с серьёзным сосредоточенным видом — меня не замечают. Я тихо удаляюсь. Надо же, думаю, вот так фантазия! Девочки представили, что солнечные лучи — это струны, на которых можно играть, как на арфе. И тут же придумали, как эту идею воплотить в жизнь.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе