Семейный врач и гомеопат Вероника Назарова рассказывает о том что такое гомеопатия и чем она отличается от традиционной медицины.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом драгоценном – о семье и детях. У меня в гостях гомеопат, семейный врач, автор и ведущая цикла «Домашняя гомеопатия» центра Традиционного акушерства - Вероника Назарова. Здравствуйте, Вероника
В.Назарова
— Здравствуйте»
С.Бакалеева
— И самый первый у меня вопрос, наверное, самый объемный, хотя и самый простой – что такое гомеопатия?
В.Назарова
— Ответ на этот вопрос заключается в самом слове «гомеопатия», если мы его сейчас переведем на русский язык, то мы сразу… у нас отпадут вопросы и мы будем знать, что не является гомеопатией. Гомеопатия – слово состоящее из двух греческих слов – «гомеос» - подобный и «патос» - болезнь. Подобная болезнь, то есть, по-русски говоря, похожая болезнь. Применительно к самому гомеопатическому методу это вот что означает – мы назначаем человеку то вещество в качестве лекарства, которое может у здорового вызвать похожую болезнь.
С.Бакалеева
— Например?
В.Назарова
— Ну, например, самый простой пример, который все всегда приводят – пример с луком. Все знают, когда чистят лук, что бывает с глазами, с носом, с самочувствием и что при этом состоянии помогает. Давайте напомним, когда мы режем лук, у нас – щиплет глаза, текут слезы, течет из носа и мы открываем окно, потому что в помещении резать лук довольно неприятно. Как же мы гомеопатически можем использовать все это, можете себе представить, что препарат гомеопатический из лука, будет помогать при похожем состоянии.
С.Бакалеева
— То есть, если наоборот, у нас щиплет глаза, течет из носа, то мы принимаем лук?
В.Назарова
— То мы принимаем гомеопатический препарат из лука, но не только в том случае, когда щиплет глаза и течет из носа, а в том случае, если это улучшается на свежем воздухе и нос раздражается, а глаза нет, вот так, примерно такие симптомы. И точно так же с другими веществами. Если мы видим похожую болезнь, то мы назначаем препарат, который такую болезнь вызывает.
С.Бакалеева
— А что действительно, препараты могут быть и из лука тоже? В народе такое есть представление – гомеопатия – это все, что не лекарства, но это вероятно травки, это вероятно что-то связанное с народной медициной. Что же такое гомеопатический препарат? Что это такое и из чего его делают?
В.Назарова
— Гомеопатический метод – это медицина, более того, медицина точная, основанная на законе – закон подобия, то же самое, что и включается в самом главном слове «гомеопатия», «гомео» - это подобный. Закон подобия – это четкий закон, на котором основан гомеопатический метод. Подобное излечивается подобным. Таким образом именно в подобии заключается гомеопатия, а вовсе не в качестве лекарственного препарата. Лекарственный препарат может быть абсолютно любым, он может быть сделан из лука, из крапивы, из петрушки…
С.Бакалеева
— Это обязательно растительный должен быть препарат?
В.Назарова
— Нет, я дальше продолжаю, из змеи, из пчелы…
С.Бакалеева
— Прямо из самой пчелы?
В.Назарова
— Да, из выделений, да из самой пчелы, из выделений мускусных желез кабарги, из желез бобра, что бы вам еще такого интересного… из морской воды, из мышьяка, в общем из чего хотите.
С.Бакалеева
— Ой, мышьяк – это же яд, мы даем яд пациенту, да?
В.Назарова
— Совершенно верно, ведь ни для кого не секрет, что нет ядов, вопрос в дозе. И все знают, что яд в малых дозах может быть лекарством, вот на этом как раз гомеопатия и стоит. Когда мы видим состояние, подобное отравлению тем, или иным ядом. Состояние подобное, я не говорю отравление этим ядом, а состояние подобное, как если бы вы отравились мышьяком, например, гомеопат это знает, как это выглядит, то вам назначают лекарство из этого вещества, все равно какого оно происхождения – растительного, или совсем нет, и тогда, если закон подобия, главный закон, на чем основана гомеопатия соблюден, то вы по мановению волшебной палочки выздоравливаете. Потому что это закон природы и он работает.
С.Бакалеева
— А если нет, не получилось, закон не соблюден?
В.Назарова
— А если не получилось, значит мы не попали в подобие.
С.Бакалеева
— Что будет с человеком?
В.Назарова
— Ничего не будет.
С.Бакалеева
— То есть, просто его состояние не изменится тогда?
В.Назарова
— Ну там есть некоторые тонкости, может быть поверхностное подобие, для тех, кто лечится гомеопатией известно, что порой не помогает с первого раза, и с десятого порой не помогает и иногда болезни снимаются с человека как шелуха с лука, одна за другой, поэтому может быть много подобных состояний у человека, но в самом распространенном случае с человеком не происходит ничего.
С.Бакалеева
— И тогда нужно попробовать с помощью врача еще следующий препарат подобрать?
В.Назарова
— Ну, с помощью врача, или с помощью себя образованного в гомеопатии, подобрать.
С.Бакалеева
— То есть, можно быть самому себе врачом?
В.Назарова
— В легких случаях, да, безусловно, это не сложно, и это всегда было и сошлюсь на историю России, Россия ведь очень большая страна, с большими расстояниями и как только она появилась, она моментально была перенята в России, у царя Николая I был личный гомеопат. Но, что самое интересное, гомеопатия распространилась среди не врачей, врачей ведь не доставало на всю большую необъятную нашу родину и гомеопатией лечили помещики, учителя, кто мог. Это не так уж сложно.
С.Бакалеева
— Лечили свои семьи, или даже окружающих?
В.Назарова
— Ну, конечно, они лечили окружающих, свои семьи – это понятное дело. Мой прадед генерал армии, генерал артиллерии, он в своем поместье имел гомеопатическую библиотеку и лечил не только домашних, но и крестьян.
С.Бакалеева
— А насколько сложно изготовить препараты, если даже в те времена это было доступно.
В.Назарова
— Препарат изготовить, как Вы понимаете, не сложно совсем, единственное, что сейчас это не нужно при наличии аптек, но я вам расскажу, как это делается. Берется вещество, ну допустим, возьмем настойку календулы, все ее знают. Чтобы приготовить гомеопатический препарат из настойки календулы, нам нужно будет постепенно этот препарат разводить, потому что в концентрированном виде он у нас может вызвать болезнь, но если мы будем по закону подобия, по закону яда-лекарства будем все время пить настойку календулы, какие-то симптомы отравления у нас точно возникнут. Поэтому, чтобы превратить календулу в гомеопатический препарат, мы будем ее разводить. И будем разводить ее таким образом, по десятичной шкале, все знают десятичное разведение, написано, D или римская X после цифры. Десятичное разведение готовится так, берется настойка одна часть, девять частей спирта, встряхивается какое-то время.
С.Бакалеева
— Вручную встряхивается?
В.Назарова
— Ну, или вручную, или машиной, это все равно, никакого определенного, никакой магии тут нет, после этого получается первое десятичное разведение 1 к 9, очень понятно. Дальше, чтобы получить второе десятичное разведение, мы берем одну часть, получившегося раствора, девять частей снова спирта, снова встряхиваем как следует определенное время и получаем второе десятичное разведение. Следующее будет третье десятичное разведение, 3D на коробочке будет написано, или 3Х, как крест выглядит, три крест говорят, вот это… по десятичной шкале. По сотенной шкале легко догадаться как, берем одну часть настойки календулы, 99 частей спирта, трясем точно так же, получаем первое сотенное разведение.
С.Бакалеева
— А используются какие из этих разведений в домашней практике, или врачи используют. Вот для чего нам нужно знать, что у нас третье, или четвертое, или пятое, или шестое разведение?
В.Назарова
— Просто по практике гомеопатической было установлено, чем выше разведение, то есть чем больше таким образом разводили препарат, тем почему-то глубже воздействие.
С.Бакалеева
— То есть, получается, чем меньше исходного вещества там остается, тем глубже воздействие?
В.Назарова
— После 12-го сотенного разведения там не остается действующего вещества по закону авогадро.
С.Бакалеева
— А что же там работает?
В.Назарова
— Что там работает, ну в наш век информационных полей, ничего удивительного в этом нет, видимо какая-то информация остается и как она преобразуется в следствие разведения, это к сожалению, мне пока не известно. Имеется ли этому научное обоснование.
С.Бакалеева
— Но факт в том, что работает?
В.Назарова
— Да, для практического врача и для простого человека это в общем не имеет никакого значения, потому что мы про многие законы природы не знаем, как конкретно они работают. Достаточно того, что Бог так установил, что этот закон есть и он работает и его можно использовать на благо человека, вот мы этим и ограничимся. Конечно, гомеопатические препараты… я сейчас сказала о приготовлении на спирту, а мы их знаем как крупинки, шарики гомеопатические, которые так смешно выглядят и сладенькие. Вот то, что я сказала, лекарство в жидком виде, наносится на сахарные шарики – из лактозы, или сахарозы, высушиваются и получается очень удобная для применения такая вот форма лекарства.
С.Бакалеева
— Ну получается, тогда нужно, чтобы вылечить болезнь какую-то, взять как можно большее разведение и собственно вылечить сразу болезнь, можно так сделать?
В.Назарова
— Можно и так сделать, можно и взять не очень высокое разведение. Потому что, если мы возьмем французскую школу, или немецкую школу, то там будут разведения довольно низкие. В Германии очень применяется десятичная шкала часто.
С.Бакалеева
— А чем обоснована такая позиция, такая школа. Кажется, чем эффективнее лекарство, тем и лучше – быстрее выпил, быстрее вылечился?
В.Назарова
— Практикой, исключительно практикой. Такая практика. Такая же практика была в России во все советские времена, у нас не было высоких разведений, они были только в Киеве, в Москве они были запрещены. И успешно московские гомеопаты лечили самые различные заболевания средними разведениями и низкими совсем, и средними разведениями. Сказать, что гомеопатия работает только в высоких разведениях, или только в низких разведениях – это не так, мировая практика свидетельствует об обратном. Главное – закон подобия, если вы имеете состояние похожее на картину лекарственную такого вещества, возможно и в настойке оно поможет.
С.Бакалеева
— Как можно научиться определять картину болезни, найти такое подобное средство, можно ли самому этому научиться, или это нужно специально закончить какую-то школу, институт? Или лучше вообще этим не заниматься, а просто найти врача и обратиться к врачу?
В.Назарова
— Зависит от случая, потому что, конечно, если, допустим, это аллергический дерматит, может быть и не стоит этим заниматься, потому что там может быть глубоко лежащая проблема, которую врач увидит, а вы нет. Но, если дело касается травмы у ребенка, или заболевания какого-то вроде побегал на улице и вспотел, простудился. То тут вы можете очень здорово, ловко и быстро помочь ребенку. Как этому научиться – ну, смотрите, в своей полноте лекарственные картины, конечно, запомнить невозможно, но возможно запомнить несколько ключевых симптомов небольшого количества препаратов.
С.Бакалеева
— У каждого из этих препаратов есть свой портрет, да?
В.Назарова
— Портрет, точно, абсолютно верно, это как знаете, портрет преступника, особые приметы такие, такие и такие. И вы по этим особым приметам вы легко узнаете.
С.Бакалеева
— А можете описать хотя бы какой-то препарат, как это выглядит такой портрет? Как он может выглядеть?
В.Назарова
— Например вот так может выглядеть, человек сидит напротив вас, глаза на мокром месте и вздыхает и не рассказывает вам ни о чем. А если вы его спросите о чем-то, то разрыдается, а то еще в разговоре вам расскажет, что у него комок в горле стоит, он вдохнуть никак не может, вот например так.
С.Бакалеева
— Это все картина прямо конкретного препарата? Вы сразу увидев такого человека, поймете, что ему поможет, да?
В.Назарова
— Да, более того, вы услышав, иногда, по телефону, как человек кричит: «Я умираю, я умираю, помогите», - вы можете сразу сказать: «Прими вот это». До скорой он точно доживет.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Вероника. У нас в гостях была Вероника Назарова, семейный врач, гомеопат, автор и ведущий цикла лекций «Домашняя гомеопатия» центра традиционного акушерства. Мы с ней говорили о гомеопатии и что же это такое. Оказывается, это не просто какие-нибудь травки попить, это целая наука, там есть определенные законы, но она не такая уж сложная. При желании, при упорстве и любопытстве, каждый может ею овладеть. Всего хорошего вам, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Иван Пожалостин. «Несение Креста»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрей, а кто такой Иван Пожалостин? Почему Рязанский художественный музей, в котором мы сейчас находимся, носит его имя?
— Это, Саша, замечательный художник второй половины девятнадцатого века! Когда в 1913 году энтузиасты создали в Рязани художественно-исторический музей, творческое наследие Пожалостина стало основой коллекции. Пойдем, я покажу тебе его работы. Через зал направо.
— А пока идем, расскажи мне немного о художнике. Он родом из здешних мест?
— Из села Еголдаево Рязанской губернии. Родился в крестьянской семье в 1837 году. В тринадцать лет остался без родителей, воспитывался в сиротском училище в Рязани. Здесь талант мальчика заметил один из преподавателей, художник Николай Степанов. Он стал заниматься с Иваном. И эти уроки помогли Пожалостину найти свой путь в жизни.
— Он где-то ещё учился потом?
— О, да, и весьма успешно! Рязанский самородок окончил Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. И состоялся как уникальный мастер-гравёр.
— Гравёр?
— Да. Иван работал в технике резцовой гравюры по меди. Это когда рисунок вырезают на медной пластинке, затем на неё наносят краску и делают отпечаток на бумаге.
— Кропотливый труд!
— Тут нужна твёрдая рука, чтобы филигранно проработать все мелкие детали. Иван Пожалостин овладел этим мастерством в совершенстве. И ты можешь в этом убедиться — мы пришли. Вот за эту гравюру, взгляни, художник получил в 1871 году звание академика живописи.
— Называется «Несение Креста».
— Сюжет известный. Иисус Христос несёт на гору Голгофу Крест, на котором будет распят.
— По стилю не похоже, что русский художник рисовал. Напоминает работы итальянцев эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи, например.
— Отчасти ты угадал. Иван Пожалостин, действительно, взял за основу работу неизвестного итальянского живописца. Точно определить первоисточник до сих пор не удалось. При этом гравюра русского мастера настолько своеобразна, что её смело можно назвать авторской работой.
— А в чем её своеобразие?
— В отличие от красочных итальянских полотен, произведение Ивана Пожалостина выглядит сдержанно, я бы даже сказал — аскетично. Во-первых, за счет монохромности. А во-вторых, благодаря композиции. Художник оставил за кадром толпу, окружавшую Спасителя на Крестном пути — римских солдат, книжников и фарисеев, простых горожан. И сосредоточил внимание на фигуре самого Иисуса.
— При этом значительную часть изображения занимает Крест.
— Именно! Его основа, лежащая на плече у Христа, делит изображение по диагонали. И это создает ощущение непомерной тяжести ноши.
— Иван Пожалостин как будто прочувствовал эту тяжесть.
— Художник три года работал над гравюрой «Несение Креста», и все это время, по его признанию, размышлял о страданиях Спасителя.
— Потому и смог передать взгляд Христа — скорбный и милостивый...
— Оставив за пределами изображения подробности евангельского сюжета, гравёр показал Христа не только как историческую Личность. Но как Бога, который сквозь века несет тяжёлую ношу человеческой греховности. И как милостивого Искупителя, спасающего человека Своей жертвой на Кресте.
Картину Ивана Пожалостина «Несение Креста» можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее имени Ивана Пожалостина.
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Кор., 192 зач., XI, 5-21.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать для того, чтобы приобрести дар духовной свободы? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
5Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
6хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
7Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?
8Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,
9ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
10По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.
11Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать,
12чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.
13Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
16Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.
17Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.
18Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.
19Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:
20вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
21К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
У апостола Павла было много противников и недоброжелателей среди иудеев, среди язычников и даже среди его единоверцев, христиан. В общине города Коринф возникла целая партия, которая враждовала с апостолом. В основном это были те, кто родился и был воспитан в иудаизме. Им казалось, что раз Мессия появился в лоне иудейской религиозной традиции, христиане обязаны соблюдать закон Моисеев. Их смущало то, что Павел делал чрезмерный акцент на духовой свободе. Что он пренебрегал ритуалами и обрядами ветхозаветной Церкви. Им казалось, что это искажает Евангелие. А потому, враждуя с Павлом, они считали, что защищают веру. При этом в ход шли отнюдь не духовные средства. Они строили против Павла козни, распускали лживые слухи. В частности, упрекали его в том, что он не пользуется материальной поддержкой от Коринфян. Раз не берёт денег, то учение его ничего не стоит. Иными словами, Павел будто бы сам сомневается в качестве своего товара. Вот такая рыночная логика. В прозвучавшем отрывке апостол поясняет, почему он так поступает.
В ту эпоху учитель мудрости и красноречия благодаря своему ремеслу мог жить довольно безбедно. Но именно по той причине, что древние риторы брали плату за свои уроки, они нередко превращались в софистов. Людей, которые всегда держали нос по ветру, а идейное и моральное содержание речи которых зависело исключительно от конъюнктуры. Они жили по принципу: кто платит — тот и заказывает музыку. Павел был проповедником воли Божией. В своём слове он должен был быть совершено независим от мнения и настроений окружающих. Чтобы сохранить эту независимость, Павел старался зарабатывать собственными руками — он шил палатки. Кроме того, он принимал помощь от тех общин, которые уже покинул. Вот и сегодня он говорит коринфянам, что недавно ему оказала помощь братия из церкви Македонии. Одним словом, Павел поступает как мудрый, опытный педагог, который не берёт презенты перед экзаменом. Но после того, как сессия прошла, выпускные работы защищены, он может принять подарки от своих студентов в знак их благодарности и признательности за его труды.
Духовная свобода, к которой так часто призывал апостол Павел, а за ним и другие проповедники Евангелия, — не абстрактная категория. Она проявляет себя во вполне конкретных, ощутимых вещах. Она тесным образом связана с миром эмоциональным и материальным. А потому тот, кто приобрёл эту свободу, перестаёт зависеть от многого из того, что его ограничивало раньше. Самые яркие примеры — это опыт святых, которые могли долгое время обходиться без пищи, сна или одежды, и которым Бог давал силы и мужество говорить людям то, что мы обыкновенно боимся сказать. Однако не следует считать, что такая свобода возникает в нас сама собой, или просто в силу того, что мы молимся и участвуем в таинствах Церкви. Развитие такой свободы — это ещё и долгий, упорный труд самого человека. Это понуждение себя чётко определять свою позицию. Порой даже умение сказать «нет». Это то, что приобретается с опытом жизни, когда, оказываясь в бытовых, прозаичных ситуациях, мы в первую очередь стараемся исполнить волю Бога и принести пользу тем людям, которые нас окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Алексей Саврасов. «Зимний пейзаж. Москва»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Есть картины, Андрей Борисович, возле которых вы замираете так, что, кажется, забываете дышать. Например, полотна Исаака Левитана. А здесь, в Рязанском художественном музее, вашим вниманием всецело завладел Алексей Саврасов.
— Как говорят искусствоведы, без Саврасова не было бы Левитана! Одарённый учитель гениального ученика. Вы только взгляните на его работу «Зимний пейзаж. Москва».
— Картина и впрямь выразительная! Мороз и солнце, день чудесный!
— Бледно-голубое небо отливает перламутром, вековые березы и липы покрыты инеем. Вдали виднеется крестьянская изба, дым из трубы столбом поднимается вверх. К дому мужичок ведёт под уздцы лошадь, запряжённую в сани. Груз на возу тяжёлый — пирамида из толстых брёвен.
— Сюжет вроде бы незамысловатый, и, как сказали бы мои студенты, позитивный. Но почему-то сердце начинает волноваться.
— Пейзаж настроения! Хотя основателем этого жанра называют Левитана, как видите, саму идею Исаак Ильич воспринял у Саврасова.
— Когда учился у него в Московском училище живописи, ваяния и зодчества?
— Да, Левитан поступил в 1873 году в пейзажный класс, вёл его как раз Саврасов. И одной из первых картин учителя, с которой познакомился юный студент, была та, что висит сейчас перед нами. «Зимний пейзаж...» написан в том же 1873-ем.
— Он наверняка задел тонкие струны души Левитана. Повлиял на него.
— Как и творчество Саврасова в целом. Алексей Кондратьевич стремился передать ученикам завет, который ему оставила бабушка. Она говорила: «Пиши так, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты».
— Как же можно этому научить? Создать методику, по которой картины будут получаться проникновенными?
— Поверить гармонию алгеброй, как Пушкин говорил в одном из своих произведений? Отчасти возможно. Например, Саврасов в своей работе «Зимний пейзаж. Москва» разбросал знаки, к которым человек не может оставаться безразличным. Так, снежное пространство вызывает одновременно восхищение и страх леденящего холода. Дым над трубой шепчет, что есть место, где можно укрыться от мороза.
— А сани, гружённые дровами, внушают надежду, что зиму удастся пережить в тепле.
— Вот и получается, что художник создал не просто пейзаж, а философское размышление.
— О трудностях и радостях земного бытия...
— И о смысле жизни.
— И в чем же он, по мнению Алексея Саврасова? Как вам кажется, Андрей Борисович?
— Ответ вы получите, если внимательно приглядитесь к зарослям деревьев в левой части картины.
— О, тут среди крон прячется купол церкви!
— Он свидетельствует о присутствии в нашей жизни Бога. Дарит надежду и радость, дает силы пережить невзгоды. Наполняет смыслом каждый новый день. Об этом я думаю всякий раз, глядя на картину Алексея Саврасова «Зимний пейзаж. Москва».
Картину Алексея Саврасова «Зимний пейзаж. Москва» можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее имени Ивана Пожалостина.
Все выпуски программы: Краски России