Семейный врач и гомеопат Вероника Назарова рассказывает о том что такое гомеопатия и чем она отличается от традиционной медицины.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом драгоценном – о семье и детях. У меня в гостях гомеопат, семейный врач, автор и ведущая цикла «Домашняя гомеопатия» центра Традиционного акушерства - Вероника Назарова. Здравствуйте, Вероника
В.Назарова
— Здравствуйте»
С.Бакалеева
— И самый первый у меня вопрос, наверное, самый объемный, хотя и самый простой – что такое гомеопатия?
В.Назарова
— Ответ на этот вопрос заключается в самом слове «гомеопатия», если мы его сейчас переведем на русский язык, то мы сразу… у нас отпадут вопросы и мы будем знать, что не является гомеопатией. Гомеопатия – слово состоящее из двух греческих слов – «гомеос» - подобный и «патос» - болезнь. Подобная болезнь, то есть, по-русски говоря, похожая болезнь. Применительно к самому гомеопатическому методу это вот что означает – мы назначаем человеку то вещество в качестве лекарства, которое может у здорового вызвать похожую болезнь.
С.Бакалеева
— Например?
В.Назарова
— Ну, например, самый простой пример, который все всегда приводят – пример с луком. Все знают, когда чистят лук, что бывает с глазами, с носом, с самочувствием и что при этом состоянии помогает. Давайте напомним, когда мы режем лук, у нас – щиплет глаза, текут слезы, течет из носа и мы открываем окно, потому что в помещении резать лук довольно неприятно. Как же мы гомеопатически можем использовать все это, можете себе представить, что препарат гомеопатический из лука, будет помогать при похожем состоянии.
С.Бакалеева
— То есть, если наоборот, у нас щиплет глаза, течет из носа, то мы принимаем лук?
В.Назарова
— То мы принимаем гомеопатический препарат из лука, но не только в том случае, когда щиплет глаза и течет из носа, а в том случае, если это улучшается на свежем воздухе и нос раздражается, а глаза нет, вот так, примерно такие симптомы. И точно так же с другими веществами. Если мы видим похожую болезнь, то мы назначаем препарат, который такую болезнь вызывает.
С.Бакалеева
— А что действительно, препараты могут быть и из лука тоже? В народе такое есть представление – гомеопатия – это все, что не лекарства, но это вероятно травки, это вероятно что-то связанное с народной медициной. Что же такое гомеопатический препарат? Что это такое и из чего его делают?
В.Назарова
— Гомеопатический метод – это медицина, более того, медицина точная, основанная на законе – закон подобия, то же самое, что и включается в самом главном слове «гомеопатия», «гомео» - это подобный. Закон подобия – это четкий закон, на котором основан гомеопатический метод. Подобное излечивается подобным. Таким образом именно в подобии заключается гомеопатия, а вовсе не в качестве лекарственного препарата. Лекарственный препарат может быть абсолютно любым, он может быть сделан из лука, из крапивы, из петрушки…
С.Бакалеева
— Это обязательно растительный должен быть препарат?
В.Назарова
— Нет, я дальше продолжаю, из змеи, из пчелы…
С.Бакалеева
— Прямо из самой пчелы?
В.Назарова
— Да, из выделений, да из самой пчелы, из выделений мускусных желез кабарги, из желез бобра, что бы вам еще такого интересного… из морской воды, из мышьяка, в общем из чего хотите.
С.Бакалеева
— Ой, мышьяк – это же яд, мы даем яд пациенту, да?
В.Назарова
— Совершенно верно, ведь ни для кого не секрет, что нет ядов, вопрос в дозе. И все знают, что яд в малых дозах может быть лекарством, вот на этом как раз гомеопатия и стоит. Когда мы видим состояние, подобное отравлению тем, или иным ядом. Состояние подобное, я не говорю отравление этим ядом, а состояние подобное, как если бы вы отравились мышьяком, например, гомеопат это знает, как это выглядит, то вам назначают лекарство из этого вещества, все равно какого оно происхождения – растительного, или совсем нет, и тогда, если закон подобия, главный закон, на чем основана гомеопатия соблюден, то вы по мановению волшебной палочки выздоравливаете. Потому что это закон природы и он работает.
С.Бакалеева
— А если нет, не получилось, закон не соблюден?
В.Назарова
— А если не получилось, значит мы не попали в подобие.
С.Бакалеева
— Что будет с человеком?
В.Назарова
— Ничего не будет.
С.Бакалеева
— То есть, просто его состояние не изменится тогда?
В.Назарова
— Ну там есть некоторые тонкости, может быть поверхностное подобие, для тех, кто лечится гомеопатией известно, что порой не помогает с первого раза, и с десятого порой не помогает и иногда болезни снимаются с человека как шелуха с лука, одна за другой, поэтому может быть много подобных состояний у человека, но в самом распространенном случае с человеком не происходит ничего.
С.Бакалеева
— И тогда нужно попробовать с помощью врача еще следующий препарат подобрать?
В.Назарова
— Ну, с помощью врача, или с помощью себя образованного в гомеопатии, подобрать.
С.Бакалеева
— То есть, можно быть самому себе врачом?
В.Назарова
— В легких случаях, да, безусловно, это не сложно, и это всегда было и сошлюсь на историю России, Россия ведь очень большая страна, с большими расстояниями и как только она появилась, она моментально была перенята в России, у царя Николая I был личный гомеопат. Но, что самое интересное, гомеопатия распространилась среди не врачей, врачей ведь не доставало на всю большую необъятную нашу родину и гомеопатией лечили помещики, учителя, кто мог. Это не так уж сложно.
С.Бакалеева
— Лечили свои семьи, или даже окружающих?
В.Назарова
— Ну, конечно, они лечили окружающих, свои семьи – это понятное дело. Мой прадед генерал армии, генерал артиллерии, он в своем поместье имел гомеопатическую библиотеку и лечил не только домашних, но и крестьян.
С.Бакалеева
— А насколько сложно изготовить препараты, если даже в те времена это было доступно.
В.Назарова
— Препарат изготовить, как Вы понимаете, не сложно совсем, единственное, что сейчас это не нужно при наличии аптек, но я вам расскажу, как это делается. Берется вещество, ну допустим, возьмем настойку календулы, все ее знают. Чтобы приготовить гомеопатический препарат из настойки календулы, нам нужно будет постепенно этот препарат разводить, потому что в концентрированном виде он у нас может вызвать болезнь, но если мы будем по закону подобия, по закону яда-лекарства будем все время пить настойку календулы, какие-то симптомы отравления у нас точно возникнут. Поэтому, чтобы превратить календулу в гомеопатический препарат, мы будем ее разводить. И будем разводить ее таким образом, по десятичной шкале, все знают десятичное разведение, написано, D или римская X после цифры. Десятичное разведение готовится так, берется настойка одна часть, девять частей спирта, встряхивается какое-то время.
С.Бакалеева
— Вручную встряхивается?
В.Назарова
— Ну, или вручную, или машиной, это все равно, никакого определенного, никакой магии тут нет, после этого получается первое десятичное разведение 1 к 9, очень понятно. Дальше, чтобы получить второе десятичное разведение, мы берем одну часть, получившегося раствора, девять частей снова спирта, снова встряхиваем как следует определенное время и получаем второе десятичное разведение. Следующее будет третье десятичное разведение, 3D на коробочке будет написано, или 3Х, как крест выглядит, три крест говорят, вот это… по десятичной шкале. По сотенной шкале легко догадаться как, берем одну часть настойки календулы, 99 частей спирта, трясем точно так же, получаем первое сотенное разведение.
С.Бакалеева
— А используются какие из этих разведений в домашней практике, или врачи используют. Вот для чего нам нужно знать, что у нас третье, или четвертое, или пятое, или шестое разведение?
В.Назарова
— Просто по практике гомеопатической было установлено, чем выше разведение, то есть чем больше таким образом разводили препарат, тем почему-то глубже воздействие.
С.Бакалеева
— То есть, получается, чем меньше исходного вещества там остается, тем глубже воздействие?
В.Назарова
— После 12-го сотенного разведения там не остается действующего вещества по закону авогадро.
С.Бакалеева
— А что же там работает?
В.Назарова
— Что там работает, ну в наш век информационных полей, ничего удивительного в этом нет, видимо какая-то информация остается и как она преобразуется в следствие разведения, это к сожалению, мне пока не известно. Имеется ли этому научное обоснование.
С.Бакалеева
— Но факт в том, что работает?
В.Назарова
— Да, для практического врача и для простого человека это в общем не имеет никакого значения, потому что мы про многие законы природы не знаем, как конкретно они работают. Достаточно того, что Бог так установил, что этот закон есть и он работает и его можно использовать на благо человека, вот мы этим и ограничимся. Конечно, гомеопатические препараты… я сейчас сказала о приготовлении на спирту, а мы их знаем как крупинки, шарики гомеопатические, которые так смешно выглядят и сладенькие. Вот то, что я сказала, лекарство в жидком виде, наносится на сахарные шарики – из лактозы, или сахарозы, высушиваются и получается очень удобная для применения такая вот форма лекарства.
С.Бакалеева
— Ну получается, тогда нужно, чтобы вылечить болезнь какую-то, взять как можно большее разведение и собственно вылечить сразу болезнь, можно так сделать?
В.Назарова
— Можно и так сделать, можно и взять не очень высокое разведение. Потому что, если мы возьмем французскую школу, или немецкую школу, то там будут разведения довольно низкие. В Германии очень применяется десятичная шкала часто.
С.Бакалеева
— А чем обоснована такая позиция, такая школа. Кажется, чем эффективнее лекарство, тем и лучше – быстрее выпил, быстрее вылечился?
В.Назарова
— Практикой, исключительно практикой. Такая практика. Такая же практика была в России во все советские времена, у нас не было высоких разведений, они были только в Киеве, в Москве они были запрещены. И успешно московские гомеопаты лечили самые различные заболевания средними разведениями и низкими совсем, и средними разведениями. Сказать, что гомеопатия работает только в высоких разведениях, или только в низких разведениях – это не так, мировая практика свидетельствует об обратном. Главное – закон подобия, если вы имеете состояние похожее на картину лекарственную такого вещества, возможно и в настойке оно поможет.
С.Бакалеева
— Как можно научиться определять картину болезни, найти такое подобное средство, можно ли самому этому научиться, или это нужно специально закончить какую-то школу, институт? Или лучше вообще этим не заниматься, а просто найти врача и обратиться к врачу?
В.Назарова
— Зависит от случая, потому что, конечно, если, допустим, это аллергический дерматит, может быть и не стоит этим заниматься, потому что там может быть глубоко лежащая проблема, которую врач увидит, а вы нет. Но, если дело касается травмы у ребенка, или заболевания какого-то вроде побегал на улице и вспотел, простудился. То тут вы можете очень здорово, ловко и быстро помочь ребенку. Как этому научиться – ну, смотрите, в своей полноте лекарственные картины, конечно, запомнить невозможно, но возможно запомнить несколько ключевых симптомов небольшого количества препаратов.
С.Бакалеева
— У каждого из этих препаратов есть свой портрет, да?
В.Назарова
— Портрет, точно, абсолютно верно, это как знаете, портрет преступника, особые приметы такие, такие и такие. И вы по этим особым приметам вы легко узнаете.
С.Бакалеева
— А можете описать хотя бы какой-то препарат, как это выглядит такой портрет? Как он может выглядеть?
В.Назарова
— Например вот так может выглядеть, человек сидит напротив вас, глаза на мокром месте и вздыхает и не рассказывает вам ни о чем. А если вы его спросите о чем-то, то разрыдается, а то еще в разговоре вам расскажет, что у него комок в горле стоит, он вдохнуть никак не может, вот например так.
С.Бакалеева
— Это все картина прямо конкретного препарата? Вы сразу увидев такого человека, поймете, что ему поможет, да?
В.Назарова
— Да, более того, вы услышав, иногда, по телефону, как человек кричит: «Я умираю, я умираю, помогите», - вы можете сразу сказать: «Прими вот это». До скорой он точно доживет.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Вероника. У нас в гостях была Вероника Назарова, семейный врач, гомеопат, автор и ведущий цикла лекций «Домашняя гомеопатия» центра традиционного акушерства. Мы с ней говорили о гомеопатии и что же это такое. Оказывается, это не просто какие-нибудь травки попить, это целая наука, там есть определенные законы, но она не такая уж сложная. При желании, при упорстве и любопытстве, каждый может ею овладеть. Всего хорошего вам, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Деяния святых апостолов

Деян., 34 зач., XIV, 6-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С чего можно начать с человеком разговор о Боге? О чём следует говорить в первую очередь, а о чём лучше умолчать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
6 они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их,
7 и там благовествовали.
8 В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил.
9 Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления,
10 сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.
11 Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.
12 И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.
13 Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.
14 Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили:
15 мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,
16 Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,
17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши.
18 И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили
Отрывок, который мы только что услышали, содержит в себе весьма примечательный момент. Апостолы Павел и Варнава проповедуют Евангелие в одной из областей Малой Азии под названием Ликаония. Стиль этой проповеди радикально отличается от той, которая проходила в Палестине и была обращена к иудеям. Когда апостолы говорили о Христе своим единоплеменникам, они постоянно ссылались на предания их общих отцов, а также на общее для всех евреев Священное Писание.
С теми людьми, которые родились и были воспитаны за пределами иудейского мира и не были знакомы с иудейской культурой, это бы не сработало. Перед Павлом и Варнавой совершенно иная аудитория. Это иноплеменники, язычники, которые воспринимали действительность через призму эллинистической, греко-римской культурной и религиозной традиции. Красноречиво об этом свидетельствует их реакция на то чудо, которое совершили апостолы. Они считают, что к ним пришли боги в человеческом обличье. Павла за его красноречие они называют Гермесом, а Варнаву за его статный вид — Зевсом.
По этой причине и проповедуют здесь апостолы особым образом. Они не ссылаются на древние священные тексты еврейских пророков. Павел начинает говорить с людьми о том, к чему они привыкли со школьной скамьи, — он рассуждает о любимой теме античных мыслителей, о природе и мироздании. Потом он переходит к разговору о Творце. Причём Бог, о Котором он говорит, — это в первую очередь Бог всей Вселенной, Который действует особо в судьбе не только евреев, но и всякого народа. О всех Он заботится и всем подаёт благодеяния. И люди воспринимают эти слова Павла. Его речь эффективна. Она убеждает слушателей не приносить жертвы идолам.
Если мы посмотрим на историю христианства, то увидим, что подобная стратегия лежит в основе любой успешной миссии. Яркий пример — святитель Николай Японский. После своего прибытия в Японию первое, что он начал делать, — изучать японский язык, японскую литературу и культуру. Он так в этом преуспел, что словно превратился в природного японца. Он стал для людей своим. Японцы прониклись к нему уважением не за его статус, а за его личные качества. И в один момент они захотели услышать от святителя Николая, откуда у него такое душевное расположение? Откуда в нём такая сила? В чём её источник? И вот тогда он начал говорить им о Христе на языке их культуры.
Конечно же, это высокий пример. И порой мы оказываемся в ситуации, когда слово должно идти впереди дела. Однако при этом мы призваны помнить, что всякий человек — это любимый ребёнок Божий. Всякого Господь ведёт ко спасению. И если мы хотим помочь Богу в этом деле, худшее, что мы можем сделать, начать ругать ошибочный образ мысли человека. Ведь людей раздражает даже мелкая критика. А тут критикуют самое ценное — его веру. Поэтому, если хотим поделиться с человеком своей верой, то для начала мы должны увидеть то общее, что между нами есть. И оттолкнувшись от этой почвы, ненавязчиво предложить им свой образ мысли. И самое главное — нам надо быть готовыми к тому, что наш образ мысли будет отвергнут. Не всегда это означает, что человек, с которым мы говорим, невежественный, косный и упрямый. Возможно, просто мы сами где-то не доработали, и наши слова расходятся с нашими делами.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«М.А. Булгаков о „новом человеке“ и „новом времени“». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о вопросах биоэтики в контексте развития естественнонаучного знания на примере проблем, поднятых в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце», а также об идеях создания «нового совершенного человека».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ ко дню рождения М.А. Булгакова.
Первая беседа с ректором литературного института имени Горького Алексеем Варламовым была посвящена судьбе и жизненному пути Булгакова.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Театр, помогающий расти». Ксения Волкова

Гостьей программы «Светлый вечер» стала Ксения Волкова — искусствовед, общественный деятель.
Разговор был посвящён театру. Ксения рассказывает, что для неё театр — не самоцель, а способ познания мира и себя. Она говорила о сцене как о «зеркале», где человек может увидеть себя, и подчёркивала: театр помогает расти душевно и духовно, а не просто развлекает.
Обсуждали современный театр. Гостья отметила, что он стал легче, и зрители часто воспринимают сцену как развлекательную площадку. Прозвучали примеры постановок, которые, по мнению Ксении, говорят с человеком о важном: «Лавр», «Дети Ванюшина», спектакли Райкина, Машкова, Волчек. Она подчеркнула, что не всё должно нравиться каждому — важно, чтобы спектакль был честным и оставался в памяти.
Говорили и о различии театра и кино. По словам Ксении, на сцене видно, врёт ли актёр, и «перемотать» сцену невозможно. Театр даёт возможность увидеть себя, и если он помогает человеку стать внимательнее и чище — он работает.
Прозвучала мысль, что искусство важно, когда поднимает человека — помогает преодолеть проблемы, увидеть себя со стороны и становится источником движения. Но при этом театр не должен становиться кумиром — это лишь один из ресурсов, которые могут помочь душе работать.
Этот выпуск — о честности, о личной работе и о театре, который помогает увидеть себя.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер