
Сергей Комаров
Меня всегда поражала одна вещь. Вот — два брата, от одних и тех же родителей. Воспитаны в одинаковых условиях. Один верующий, другой нет.
Или вот — муж и жена, прожившие много лет душа в душу, но она на склоне дней уверовала, а он нет.
Вот несколько бывших одноклассников, учившихся, скажем, в Рязани. Им никто не дал религиозного воспитания, но один почему-то вырос православным, другой буддистом, а третий все так же не верит ни во что.
Почему так?
Конечно, это тайна человеческой души, и мы до конца никогда не поймем, как рождается в человеке вера.
Но вот какая мысль приходит. Есть глухота, когда люди не слышат звуков. А есть духовная глухота, когда человек не слышит призыва Божьего. Недаром в Священном Писании есть такое выражение: необрезанные сердца и уши. Необрезанные — то есть бесчувственные. Например, первомученик Стефан обличал иудеев: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». Есть у человека уши не только внешние, но и внутренние. И они могут потерять способность слышать Бога.
А иногда кто-то слышит, кажется, призыв Божий, но понимает очень по-своему. Происходит некая ошибка, и человек слышит лишь то, что ему хочется услышать. И не понимает, что это Бог зовет.
Подобную ситуацию гениально изобразил Роберт Шекли в рассказе «Верный вопрос». Люди находят на какой-то планете некий Ответчик — аппарат, дающий правильные ответы на любые вопросы. Впрочем, есть одна оговорка — вопрос должен быть поставлен правильно. Если хочешь узнать истину, спрашивай об истине истинно. Но земляне не знают истины и оценивают все в ложно-субъективном ключе. Происходят забавные диалоги с машиной, которая на все вопросы отвечает: «Вопрос лишен смысла». Рассказ заканчивается словами: «Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа».
Чтобы услышать призыв Божий, необходимо уже знать, что Бог есть. Как же узнать? Сердцем. Вот просто иметь такое скрытое чувство, что Господь жив. А чувство это, получается, не у всех есть. Кому-то оно не нужно, человек от него как бы сам отказывается.
Самая великая тайна мира — чудо уверовавшего сердца — спрятана на месте скрещения двух дорог. По одной ступает Творец мира, ищущий человека; по другой идет Его непослушное творение, убегающее от Творца.
Ради такой встречи встает и садится солнце, а земля совершает свое круговращение во Вселенной. Эта встреча есть тайна, которую исчерпать невозможно, но о которой хочется думать. Встреча, которая происходит где-то посредине двух полюсов — Божьей воли и нашего желания.
И как важно, чтобы в истории каждого человека две дороги пересеклись и эта встреча состоялась.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
23 марта. О своём общении с схиархимандритом Илием (Ноздриным)

15 марта на 94-м году жизни отошёл ко Господу схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни.
О своём общении с ним рассказывает автор и продюсер программы «Актуальная тема» Людмила Лис.
Отец Илий для всех нас является примером подлинной христианской любви. Было огромным счастьем и утешением молиться в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского, когда батюшка находился в алтаре. В те моменты, когда на богослужении открывались царские врата, можно было видеть его молящегося на коленях в алтаре перед престолом или стоящего у жертвенника и вынимающего частицы из просфор. Иногда, по завершении литургии, из алтаря выходил его келейник и просил прихожан молиться вместе с отцом Илием о каком-то конкретном человеке, читая Акафист Божьей Матери. Мы все молились, точно зная, что если и с кем-то из нас случится беда, то отец Илий также будет молиться о нас и попросит пришедших на службу людей о соборной молитве. Большую духовную пользу принесло мне его духовное наставление о молитве. Он сказал мне, когда я пожаловалась ему в отчаянном положении на то, что долгое время не могу докричаться до Бога, хотя моя просьба Господу очень важна, что кричать Богу ничего не нужно. Отец Илий сказал, что Богу нужно тихо говорить и молиться ему нужно тихо, потому что Бог к нам ближе, чем воздух, ближе, чем дыхание, что Бог есть любовь, и по нашей тихой просьбе Он даст нам все необходимое для жизни, и что никогда нельзя забывать благодарить Бога за все. После этого нашего разговора моя многолетняя просьба к Богу была выполнена тихой молитвой батюшки Илия. Огромная благодарность ему за его особую любовь к нашей творческой братии. Сколько раз мы, литераторы и журналисты, приезжали к нему за благословением, и он всегда был очень отзывчивым и заботливым. Достаточно было передать записку с просьбой о молитве через келейника, чтобы не отрывать его от многочисленных страждущих и болящих людей, и он всегда находил время помолиться о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 марта. О ложном стыде

В 8-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт в славе Отца Своего со святыми Ангелами».
О ложном стыде — священник Алексей Дудин.
Что значит стыдиться Бога? Ну, наверное, прежде всего, к этому греху нас подвигает наше малодушие и человекоугодие. Малодушие, потому что мы мало верим Богу, мало доверяем Ему, мало стараемся Ему угодить, мало стараемся быть Его соработниками. И наоборот, свое спасение, свое счастье в этой жизни видим в том, чтобы нас поддержали другие люди, не Бог, а другие люди. И поэтому стараемся, прежде всего, угодить им. Иногда лукавим, иногда говорим какую-то неправду. Стараясь им угодить, мы нарушаем заповеди Божии. И в этом отношении, если человек стремится больше угодить другому человеку, а не Богу, он теряет эту связь с Богом и он малодушествует. Он стыдится Бога, он стыдится исполнения Его заповедей в угоду другим людям. И это очень тяжелый грех, потому что он отрывает нас от Бога и лишает возможности нам получить помощь Божию и поддержку. И Господь, который дает эту поддержку и дает эту любовь, никогда не сможет ее дать, если человек сам не просит и не стремится к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 марта. О дерзновении

В 4-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
О дерзновении — священник Николай Конюхов.
Мы читали с вами Евангелие, когда женщина кровоточивая прикоснулась ко Христу, хотя не должна была это делать, и по закону это было запрещено. Вообще это могло быть общественно поругаемо. Она проявляет вот такое как раз дерзновение, и Господь ей говорит «Дерзай, дочь, твоя вера тебя спасла». И иногда мы слишком стесняемся и думаем «А вдруг не получится, а не поможет?». Многие мне жалуются «Батюшка, вот мне нужно сходить на первую исповедь, а я стесняюсь, я переживаю, как же так? А вдруг батюшка там наругает меня? Или я стесняюсь там пойти со всеми вместе на причастие». То есть какие-то иногда страхи, какая-то робость, какая-то неуверенность мешает нам сделать какой-то шаг. А ведь это очень важно, потому что апостолы часто шли как раз вот на такой дерзновенный шаг. Там тот же самый апостол Пётр говорит «Господи, а можно я тоже пойду по воде?» И он пошёл. Поэтому и нам с вами иногда нужна некая смелость, некое мужество такое христианское, дерзновение хорошее, что да, мы грешны, да, мы не до конца готовы. Мы всё равно пойдём в это воскресенье причащаться, потому что мы, Господи, недостойны. Мы плохо, может быть, готовы, мы там старались, но у нас всё равно много грехов. Но мы хотим, чтобы и нас коснулись вот эти слова «Вера твоя спасла тебя, дерзай».
Все выпуски программы Актуальная тема