Мужской Череповецкий Воскресенский монастырь основали ученики преподобного Сергия Радонежского иноки Феодосий и Афанасий аж в 14-м веке. Из монастырского посада и возник позднее, уже в 18-м веке, город Череповец.
Появлению же монастыря – по устойчиво существующей легенде – предшествовало удивительное событие. Дескать, по реке Шексне на ладье шел с товаром некий купец. Внезапно белым днем опустилась ночная мгла, исчезли из виду и река и берега, и ладья села на мель. Купец начал горячо молиться, и вдруг из-за находившейся в долине реки горы ударили лучи света и тьма рассеялась.
Купец же поставил на этом месте крест, а спустя год поставил на горе часовню, украсив ее привезенною с собою иконой Воскресения Христа. Позже близ часовни основали Воскресенский монастырь пришедшие сюда иноки Феодосий и Афанасий.
Есть также версия, что купец и инок Феодосий, ставший первым настоятелем монастыря – суть одно и то же лицо. Вторым настоятелем монастыря стал Афанасий, коего прозывали "Железный посох". Прозвище это старец получил из-за тяжелой железной палицы, которую носил с собою для изнурения плоти.
Монастырь рос и развивался, были построены два храма - Воскресенский и Троицкий. При этом пятиглавый Воскресенский собор, в камне возведенный в 1752-56-м годах, считается старейшей каменной постройкой современного города Череповца.
Однако же после постройки собора монастырь просуществовал недолго. В 1764 году императрица Екатерина 2-я подписала указ о секуляризации церковных земель – то есть об изъятии оных земель в пользу государства, чем изрядно подорвала материальную базу множества русских монастырей, кои автоматически были упразднены. Упразднили и Череповецкий Воскресенский монастырь, а храм стал обычным приходским храмом. Который в 1933 году после ряда злоключений закрыли.
Во время войны в здании храма разместилась мастерская по ремонту авиадвигателей. на что пенять было бы несправедливо, ибо Вся жизнь страны была подчинена единственно правильному в такое время лозунгу «Все для фронта, все для Победы». И в этом смысле храм тоже внес в победу свой вклад.
А уже сразу после войны Воскресенский храм вернули верующим. И ныне красуется он в городе Череповце, напоминая видом своим, что когда-то здесь располагался Воскресенский монастырь.
«Помощь страдающим разного рода зависимостями». Роман Прищенко
У нас в гостях был православный психолог, директор реабилитационного центра для зависимых «Воскресение» Роман Прищенко.
Наш гость рассказал о том, как интерес к филологии и психологии помог ему найти свое призвание, каким был его путь к вере, как, столкнувшись с зависимостью, ему удалось преодолеть её и как пришел к тому, что делом жизни для него стала поддержка тех, кто также страдает от разных зависимостей.
Киккская икона Божией Матери
Одна из самых почитаемых святынь на острове Кипр — Киккская икона Божией Матери. Название святому образу дала гора Киккос — именно там находится монастырь, в котором хранится реликвия.
Согласно преданию, икону написал апостол Лука ещё при жизни Богородицы. Образ показывает безграничную любовь Царицы Небесной к своему Божественному Сыну. Пресвятая Дева держит Богомладенца и щекой нежно касается Его головы. Иисус при этом изображён в движении, Он словно играет на руках у своей Матери. Икону также именуют «Милостивая». В этом названии отражено сострадательное отношение Царицы Небесной ко всем, кто молитвенно к Ней обращается.
Предание сообщает, что изначально апостол Лука подарил образ Богородицы «Милостивая» египетским христианам. Они хранили святыню почти тысячу лет. В 980 году в Египте начались гонения на верующих в Спасителя. Икону Божией Матери, спасая от поругания, переправили по морю в Византию. Образ несколько лет хранился в столице империи, городе Константинополе. В начале одиннадцатого века император Алексей Комнин получил во сне повеление от Богородицы перенести реликвию на остров Кипр, что и было сделано.
На личные деньги императора для иконы Божией Матери «Милостивая» на Киккской горе построили церковь. При храме был учреждён монастырь. Люди приезжали сюда со всего острова, чтобы попросить у Царицы Небесной помощи в бедах и нуждах. Киккский образ Богородицы прославился чудотворениями. Слава о нём распространилась далеко за пределы Кипра.
Списки благодатной иконы появились и в России. Наиболее почитаемый, написанный в семнадцатом веке, хранился в Московском монастыре Зачатия Богородицы. После революции 1917 года власти закрыли обитель, и верующие перенесли святыню в храм Ильи Обыденного, в котором не прекращались богослужения. А в 1999 году Зачатьевский монастырь ожил, и древний список образа Богородицы «Милостивая» вернулся на своё место.
Сегодня, как и встарь, Киккская икона Божией Матери широко почитается в России. В честь неё освящены церкви в Калужской, Кировской, Рязанской епархиях. Списки чудотворного образа есть во многих храмах и домашних киотах. А в Киккском монастыре на Кипре, где пребывает первообраз, написанный апостолом Лукой, всегда можно встретить русских паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Приютили бабушку
Жалея по-настоящему, ты чувствуешь чужую боль как свою и спешишь помочь, потому что не можешь по-другому. Вот, как супруги Ревуновы из Новосибирской области, о которых мне рассказала знакомая журналистка. Александр и Елена взяли к себе жить старенькую бабушку-соседку — просто пожалели её.
Эта бабушка, Анна Васильевна Поспелова, прожила нелёгкую жизнь. Работала в колхозе, во время Великой Отечественной войны трудилась для фронта. Как многие вдовы в то время, одна тянула хозяйство. Воспитала единственного сына, но он не смог стать ей опорой — умер молодым. И когда в семьдесят девять лет здоровье Анны Васильевны пошатнулось, то некому оказалось её поддержать. А она так ослабла, что даже приготовить поесть себе не могла.
Ревуновы обратили внимание, что баба Нюра сдала — осунулась, потемнела лицом. Позвали её жить к себе, и она согласилась. Это произошло в начале двухтысячных. Александру и Елене в то время не исполнилось и тридцати лет. Соседей решение молодых супругов очень удивило. Ведь у Ревуновых тогда были совсем маленькие дети — дочке три, сыну год. И хозяйство они держали большое — коровы, куры, огород. А тут ещё и за немощной старушкой надо ухаживать. Люди гадали, какая в таком поступке корысть, и не могли найти ответ. Дом у Анны Васильевны — ветхий, он так и стоит брошенный, никому не нужный. Пенсия у бабушки копеечная, богатства она не скопила.
Сами Ревуновы на вопрос «зачем?» только плечами пожимают: «Жалко же». И мне кажется, что такая жалость — это форма любви, которая, по слову апостола Павла, не ищет своего.
Все выпуски программы Живут такие люди