Мужской Череповецкий Воскресенский монастырь основали ученики преподобного Сергия Радонежского иноки Феодосий и Афанасий аж в 14-м веке. Из монастырского посада и возник позднее, уже в 18-м веке, город Череповец.
Появлению же монастыря – по устойчиво существующей легенде – предшествовало удивительное событие. Дескать, по реке Шексне на ладье шел с товаром некий купец. Внезапно белым днем опустилась ночная мгла, исчезли из виду и река и берега, и ладья села на мель. Купец начал горячо молиться, и вдруг из-за находившейся в долине реки горы ударили лучи света и тьма рассеялась.
Купец же поставил на этом месте крест, а спустя год поставил на горе часовню, украсив ее привезенною с собою иконой Воскресения Христа. Позже близ часовни основали Воскресенский монастырь пришедшие сюда иноки Феодосий и Афанасий.
Есть также версия, что купец и инок Феодосий, ставший первым настоятелем монастыря – суть одно и то же лицо. Вторым настоятелем монастыря стал Афанасий, коего прозывали "Железный посох". Прозвище это старец получил из-за тяжелой железной палицы, которую носил с собою для изнурения плоти.
Монастырь рос и развивался, были построены два храма - Воскресенский и Троицкий. При этом пятиглавый Воскресенский собор, в камне возведенный в 1752-56-м годах, считается старейшей каменной постройкой современного города Череповца.
Однако же после постройки собора монастырь просуществовал недолго. В 1764 году императрица Екатерина 2-я подписала указ о секуляризации церковных земель – то есть об изъятии оных земель в пользу государства, чем изрядно подорвала материальную базу множества русских монастырей, кои автоматически были упразднены. Упразднили и Череповецкий Воскресенский монастырь, а храм стал обычным приходским храмом. Который в 1933 году после ряда злоключений закрыли.
Во время войны в здании храма разместилась мастерская по ремонту авиадвигателей. на что пенять было бы несправедливо, ибо Вся жизнь страны была подчинена единственно правильному в такое время лозунгу «Все для фронта, все для Победы». И в этом смысле храм тоже внес в победу свой вклад.
А уже сразу после войны Воскресенский храм вернули верующим. И ныне красуется он в городе Череповце, напоминая видом своим, что когда-то здесь располагался Воскресенский монастырь.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема