Чердынь – старейший город на Урале. Его первое упоминание в письменных источниках относится к середине 15 века. Как долго город существовал до этого, точно не известно. Но не вызывает сомнений, что жизнь в этих местах кипела уже очень давно.
Клады, которые находят в окрестностях Чердыни, содержат самые неожиданные предметы. Например, откуда-то здесь – на севере Пермского края – взялись персидские серебряные блюда 7 века. Но если вспомнить, как высоко в древности ценились меха, привозимые с Севера, такие находки не кажутся фантастикой. Чердынь стоит на семи холмах над рекой Колвой, Колва впадает в Вишеру, Вишера – в Каму, а оттуда и до Каспийского моря рукою подать.
В средневековье Чердынь была одним из центров страны, которую европейские географы называли Биармия, а русские – Пермь Великая. Эта страна была населена коми-зырянами, коми-пермяками и манси. Её главные сокровища – пушной зверь и серебро. Первыми из русских пришли сюда новгородцы. Во второй половине 15 века Пермь Великая вошла в состав Московского государства. А Чердынь стала очагом христианского просвещения в языческом крае.
В современной Чердыни с населением всего в пять тысяч человек жизнь идёт тихо, неспешно и по порядку. Но напоминания о бурной истории расположены тут повсюду. Практически из любой точки видна гора Полюд, возвышающаяся над таежной равниной. По легенде Полюдом звали богатыря, разжигавшего сигнальный костёр, чтобы предупредить чердынцев о приближении неприятельских войск. Многое помнят православные храмы города.
Чердынский кремль, возвышавшийся над крутым берегом Колвы, не сохранился до наших дней. Но рядом с местом, где проходили укрепления, стоит Успенская церковь. Когда-то она была главным храмом женского монастыря. Поблизости от церкви – часовня во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Под часовней нашли покой 85 чердынских воинов. В 1547 году они ценой своих жизней остановили набег Ногайской Орды в сражении на льду реки Вишеры. На памятной плите участники событий пятисотлетней давности перечислены поименно. Здесь же икона с изображением святых покровителей каждого из этих воинов.
Другая обитель – Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь – находится на другом краю города и является первым монастырем на Уральской земле. Основал её в 1462 году святитель Иона Пермский. Он приехал в Чердынь в довольно трудные времена. Его предшественник святитель Питирим Пермский, который первым крестил Чердынь, мученически погиб при набеге племени вогулов. Но святителю Ионе удалось организовать в Перми Великой церковную жизнь и обратить сердца языческих народов ко Христу.
Не все храмы Чердыни сохранили свой первоначальный облик. В годы безбожия была обезглавлена Богоявленская церковь, хранившая старинные иконы святых, почитаемых на Русском Севере. Такая же участь постигла храм Преображения Господня. Но всё равно именно церкви создают образ этого города. Самое высокое здание исторической Чердыни – красная колокольня Воскресенского собора. Это такой же ориентир, как гора Полюд.
Древняя Чердынь стала терять своё значение ещё в конце 16 века, когда южнее был открыт более удобный путь через Урал: от Соликамска до Верхотурья. Сегодня здесь нет индустриальных гигантов и дымящихся труб, с которыми чаще всего ассоциируется Урал. Здесь резные наличники, кресты церквей и тишина. Но может поэтому семь холмов над рекой Колвой – лучшее место, чтобы погрузиться в богатую уральскую историю. Чердынь расскажет много интересного.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер