Семинаристы — люди остроумные. Они с большим удовольствием обыгрывают разные славянские слова и выражения, а потом с радостью используют их в обыденной речи. Например, если вы попадете в семинарскую трапезную, то из уст многих студентов услышите: «Чаю чая!» О глаголе «чаяти» наш разговор.
Глагол «чаяти» на богослужении используется регулярно. Он, например, в форме «чаю» присутствует в Символе веры — древнем исповедании православной веры, которое поется всеми прихожанам. На русский язык глагол «чаяти» переводится, как — «ждать, ожидать, надеяться». В тексте Символа веры читаем: «чаю воскресения мертвых». То есть — «ожидаю воскресения мертвых». Православная Церковь верит, что в конце времен Христос придет второй раз и будет судить людей — в том числе и умерших, души которых вновь соединяться с телами. В филологическом плане глагол «чаяти» свои корни имеет в санскрите. Там «цаяти» это «наблюдать, опасаться», а «царас» это «лазутчик». В русском языке «чаяти» послужило основой для слова «отчаяться», то есть потерять надежду. Междометие «чай», («Чай, вернется!»), также приходится «чаяти» родственником. «Чаяти» в несколько иных формах сохранилось и в других славянских языках. В польском языке «подожди» звучит как «почекай». В словенском — как «почакай». Остроумные семинаристы, упомянутые в начале, воспользовались звуковой схожестью «чаяти» и «чая» и стали свое желание попить чайку облекать в форму «чаю чая».
Итак, запомним, что в переводе на русский язык церковнославянское слово «чаяти» означает — «ожидать».
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема