Воскрешение Лазаря, о котором говорится в Евангелии от Иоанна— это чудо, от которого невозможно спрятаться. Но отозваться на него можно по-разному.
В XIX-XX веках, когда либеральные богословы начали страшно стесняться сверхъественных элементов в Евангелии, появились различные теории, которые должны были истолковать чудеса как-то в рамках «законов природы». Исцеления можно было объяснить тем, что многие болезни носят психосоматический характер, и религиозный учитель, окруженный почтением и страхом, действительно мог повлиять на состояние больных. Умножение хлебов — тем, что яркий лидер побудил людей разделить те запасы, которые они принесли с собой (и до того скрывали друг от друга) так, что на всех хватило. Эти объяснения крайне натянуты, но в евангельской истории наступает момент, когда они становятся полностью невозможны.
Воскрешение Лазаря. Лазарь не страдал психосоматическим расстройством, при котором мог бы помочь хороший психотерапевт. Врата Смерти затворились навсегда, еще раз напомнив, что они ожидают всех нас.
Но вот Иисус повелевает отвалить камень от двери гробницы — и совершает чудо. «Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон... И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком» (Иоан.11:43) Воскрешение Лазаря не могло не напомнить слова псалма: «Бог для нас - Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс.67:21) Харизматический целитель может вылечить болезнь. Но Тот, кто может вызвать умершего из-за врат смерти может быть только Богом.
И мы видим реакцию людей. Все присутствующие видят одно и то же чудо; но реагируют по разному. Все получают удостоверение, что перед ними — Мессия Божий; более того, Кто-то, уверенно демонстрирующий власть, которая может принадлежать только одному Богу. Происходящее не оставляет места для сомнений — и никто не сомневается, что чудо произошло. Но люди реагируют по-разному.
Одни «веруют в Него»; другие бегут к Его врагам, потому что хотят как-то, наконец, избавиться от этого Чудотворца. Первосвященники и фарисеи не отрицают, что Он творит чудеса. Они верят в реальность Его чудес — но не верят в Него в том смысле, что не хотят довериться и покориться Ему.
Неверие — это не вопрос нехватки удостоверений. Это вопрос ожесточения воли, которая отвергает любые удостоверения, и чем более несомненными они являются, тем с большим ожесточением отвергает.
Так устроено неверие — любое, и наше в том числе. Дверь нашего сердца открывается изнутри; пока мы держим его на запоре, перед дверью может происходить все, что угодно, какие угодно чудеса.
Уверовать — это не значит «удостовериться» в реальности Бога и Его чудес. Первосвященники и фарисеи были вполне удостоверены. Уверовать — это значит покориться и довериться. Принять то, что мы уже знаем — Бог пришел на землю в лице Иисуса Христа, умер за наших грехи и воскрес из мертвых. Прийти в Церковь, где Он пребывает среди Своих верных, поклониться Ему, вверить Ему свою жизнь.
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема