
«Остановись, мгновение, ты прекрасно» — эту фраза Фауста едва ли можно счесть по духу христианской. Если даже оставить в стороне, что формулировка подсказана Мефистофелем, сомнителен сам подход: ведь получается, что здесь, на земле, есть мгновение, которое стоит всей жизни, ради которого в каком-то смысле и стоило жить, но ведь христианин должен стремиться к Богу, а соединение с Богом возможно только после смерти в жизни загробной. И значит, именно та загробная жизнь стоит всей жизни земной. В этом смысле просить мгновение остановиться — означает, отрицать что жизнь ведет тебя именно к этой встрече с Богом после смерти.
Но на ту же самую фаустовская фразу можно, на мой взгляд, посмотреть и с другой стороны. С христианской. Ведь всем нам свойственно жить ожиданием чего-то, что должно произойти в будущем. Сейчас я записываю эту колонку, чтобы, закончив, приступить к следующему делу — поехать домой. Приехав домой, я буду ужинать, чтобы, поужинав, приступить к следующему делу — помыть ребенка. Чтобы, помыв ребенка, уложить его спать. Чтобы, уложив его спать, сесть поработать. И так далее. Я очень часто замечаю, что рассуждаю именно так. Любое дело воспринимается не само по себе, а как предуготовка к будущему — как некий промежуток времени, который нужно преодолеть, чтобы идти дальше. Я все время иду куда-то дальше. Все время мыслю себя в привязке в некому будущему. А настоящее этому будущему подчиняю. А значит, как будто не обращаю на это настоящее внимание.
А что если остановить мгновение? Что если решить: я сейчас мою ребенка — и вижу смысл не в том, чтобы его домыть и поскорее перейти к следующему, но вижу смысл в каждой секунде этого дела здесь и сейчас? Смысл в том, что каждая секунда этого дела ценна сама по себе. Ценно то, что я ее проживаю. Она — моя жизнь. Что если на время выпрыгнуть из этого несущегося вперед поезда и остаться на перроне, наблюдая, как он несется дальше, но уже без меня? А я тут — на перроне — здесь и сейчас, и я просто живу, я — есть.
Это состояние необходимо человеку, чтобы увидеть Бога. Бог живет в вечности, и каждая секунда нашей жизни является частью этой вечности. А значит, проживая каждую секунду как саму жизнь, мы оказываемся с Богом лицом к лицу. В этом смысле останавливать мгновение и выпрыгивать из поезда — очень полезно. А главное, что такое остановленное мгновение — и вправду прекрасно.
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







