
Помните, диалог героев в фильме «Тот самый Мюнхгаузен»:
— Что Вы скажете о человеке, который ежедневно отправляется на подвиг, точно на службу?
— Я сам служу, сударыня, каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть...
Если оставить за скобками грустную иронию, в этом диалоге проступает вполне серьезный вопрос: что есть подвиг? Всегда ли это яркая победа? Свой ответ дают святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб.
Святые князья Борис и Глеб канонизированы как страстотерпцы — люди, которых убивали не за веру, а по любым иным мотивам, но которые приняли смерть по-христиански. Что такое в данном случае «по-христиански»? Из образов святых Бориса и Глеба вытекает, что с кротостью и без злобы на убийц. Звучит фантастически, но все же. Когда их брат Святополк Окаянный после смерти святого князя Владимира прислал к ним как к соперникам за киевский престол воинов-убийц — Борис и Глеб не сопротивлялись, хотя могли бы. Вместо этого произошло что-то совершенно непонятное. К подоспевшим убийцам святой Борис обратился со словами: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Его пронзили копьем. Вскоре отряд дружинников Святополка подстерег на дороге и святого Глеба. Та же участь. И то же непротивление.
Что это — слабость? Неразумие? Миролюбивость? На самом деле это ни много ни мало верность православного христианина словам Нового Завета: «Кто говорит: „Я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин 4:20) Святые Борис и Глеб сочли невозможным вести войну с собственным братом. Когда смотришь из сегодняшнего дня, это кажется чем-то далеким и книжным — легендой о герое из той эпохи, когда люди еще жили по каким-то другим нравственным законам, нежели в наш просвещенный век. Но если посмотреть на это близко — как на сюжет в новостях — то откроется удивительная картина. Начало XI века. Всего лишь два десятилетия назад — в 988 году — святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь. К моменту его смерти и начала борьбы за Киев его сыновей проходит еще слишком мало времени, чтобы православная вера успела подлинно прорасти в ткань народной жизни. Пока христианство — лишь мировоззрение отдельных людей, пусть их и немало. Но в остальном Русь — государство с все еще языческим сознанием, для которого обычай кровной мести — норма, а вот заповедь Христа о любви к врагам — нечто невообразимое и неприемлемое... И вот на этом фоне появляются два человека — и не простолюдины, а наследные князья — которые настолько искренне приняли Христа сердцем, что не побоялись это «невообразимое и неприемлемое» совершить. Такова христианская логика: неважно, что в данный момент считается нормальным в обществе, важно, насколько это сочетается в Евангелием. Каким бы диким это ни казалось современникам. Как бы прямо противоположное ни считалось общепринятым. Пример святых Бориса и Глеба — в каком-то смысле ответ тем, кто полагает, будто в XXI веке жить по Евангелию сложнее, чем было раньше. Как видно, в XI веке благоверным братьям-страстотерпцам сделать выбор в пользу заповедей Христа было ничуть не легче, чем нам. И даже тяжелее: ставки были совсем другие. Им этот выбор стоил жизней.
Удивительный факт: история русской святости в каком-то смысле началась с двух подвижников, чей подвиг заключался в том, что они решили не отвечать злом на зло.
Все выпуски программы Частное мнение
12 сентября. О нелицеприятии Бога

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Бог не взирает на лице человека».
О нелицеприятии Бога — протоиерей Максим Горожанкин.
Что означает то, что Бог нелицеприятен? Ярким свидетельством такого нелицеприятия Божия является, например, притча о блудном сыне. Блудный сын возвращается к отцу, и отец принимает его как сына, не как пасынка. Отец не взирает на предыдущую жизнь своего блудного сына, а принимает его в свои объятия.
И именно в этом смысле Господь наш своей любовью может покрыть нас лучше, больше, чем любой человек. О лицеприятии и нелицеприятии мы, люди немощные, рассуждаем именно в контексте человеческих отношений.
А обращая этот вопрос к Богу, мы можем и должны помнить всегда: у Бога нет пасынков и падчериц, у Него есть любимые дети, которые могут ненадолго отойти от Него, но если они вернутся, Господь всякую слезу сотрёт, и всякий грех убелит паче снега.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 сентября. О жизни святого князя Даниила Московского

Сегодня 12 сентября. Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского в 1652 году.
О жизни святого князя — священник Алексий Долгов.
Он был младшим сыном благоверного князя Александра Невского. И так же, как и его отец, он был не только настоящим христианином, но и государственником. Именно благодаря усилиям князя Даниила началось собирание русских земель и возвышение Московского княжества, которое впоследствии стало центром Русского государства.
Но не только своими государственными делами и успехами известен благоверный князь. История знает его как защитника нищих и обездоленных, милостивого ко всем, кто искал его помощи и поддержки.
До сих пор стоят в Москве основанные князем Даниилом храмы и монастыри. За Москвой-рекой им была основана обитель в честь его небесного покровителя, преподобного Даниила Столпника. Сегодня это всем хорошо известный Свято-Данилов монастырь. Также князем была построена и церковь в честь преподобного Даниила. Без усилий боголюбивого князя в Москве бы не появился Богоявленский монастырь, от которого сегодня сохранился лишь Богоявленский собор на Китай-городе.
5 марта 1303 года князь Даниил мирно скончался. Торжественное обретение его святых мощей произошло в 1652 году по повелению царя Алексея Михайловича, которому до этого явился святой князь Даниил в сонном видении.
Сегодня рака с мощами святого благоверного князя Даниила Московского пребывает в храме святых отцов семи Вселенских соборов Свято-Данилова монастыря. А святой благоверный князь Даниил Московский, как и при жизни, заботится о своём любимом городе, являясь его покровителем и молитвенником за всех тех, кто с верой приходит к его святым мощам и просит его помощи и заступления.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 сентября. О духовном смысле праздника Перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского

Сегодня 12 сентября. Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского в 1724 году.
О духовном смысле праздника — священник Стахий Колотвин.
В церковном календаре мы регулярно будем встречать праздники перенесения мощей древнего святого, положения Ризы Богородицы, Ризы Господней, когда из одного города святыня перевозится в другой, и хотя люди скорбят, те, кто расстаются со святыней, те, которые её получают, премного радуются.
Когда мы смотрим на имперский период истории России, когда она достигла своего максимального территориального, экономического и военного могущества, то тоже мы вспомним, что столица, имперский город Санкт-Петербург, это же город молодой, пусть он и находится на древней новгородской земле.
И вот связующим звеном духовным между всеми русскими столицами таким символическим стало перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского. Его память, настолько сильное почитание этого святого в нашем народе, совершается множество раз в году.
Но сегодняшний день особый в том, что мы видим, как древний стольный град Владимир отдаёт в северную столицу Москву мощи преподобного князя. И пусть эти мощи уцелели не полностью, и пусть после пожаров и разорений сохранилась лишь часть этих святых мощей, тем не менее сам благоверный князь вернулся в те края, где он одержал свою первую победу по защите русской православной земли.
Все выпуски программы Актуальная тема