У одного священника — назовем его отец Василий — была матушка и трое детей. Жили они в однокомнатной квартире на окраине Киева — вместе с родителями матушки. На службу всей семьей ездили на автобусе, а потом на метро.
Появился у этого священника один очень богатый прихожанин. Назовем его бизнесмен Дмитрий. Однажды Дмитрий подвозил отца Василия до дома, священник, как и полагается, пригласил зайти на чай. Дмитрий зашел — и остолбенел. Он и представить себе не мог, в какой бедности семья отца Василия жила.
Через неделю Дмитрий подарил отцу Василию большой черный семейный джип — чтобы всей семье было удобнее ездить на службу на другой конец города.
А еще через месяц отец Василий этот джип продал — потому что стыдно было священнику ездить на такой дорогой машине. Деньги от продажи пошли на ремонт крыши храма и на старушек в соседней с храмом больнице. Впрочем, без машины большой семьей было и вправду тяжеловато: поэтому на вырученные деньги отец Василий решил подыскать себе какую-нибудь простую подержанную иномарку.
Но тут бизнесмен Дмитрий увидел, что батюшка после службы снова спешит к остановке автобуса. И спрашивает Дмитрий: «Батюшка, а где же машина?» Отец Василий отвечает: «Продал, вон крышу в храме нужно ремонтировать, да и бабушки наши, прихожанки, болеют, их лечить надо…» — «Так что ж Вы сразу не сказали», — восклицает Дмитрий. И через неделю дарит батюшке новый джип. Но на этот раз строго берет с батюшки обещание — не продавать машину, не передаривать, ездить самому. А еще через полгода Дмитрий дарит батюшке трехкомнатную квартиру с евроремонтом в новом доме — для всей большой семьи…
…Однажды я был в гостях у отца Василия. Смотрел на эти хоромы и — не скрою — думал: ничего себе батя живет. Видимо, в ответ на мой недоумевающий взгляд отец Василий и рассказал всю эту историю. А потом добавил: «Я как представлю себе, сколько все это стоит денег… Сам я такой суммы не видел и не увижу, наверное, никогда в жизни…»
Я зашел в ванную — и знаете, что меня там поразило? Мыло. Оно совсем не вписывалось в обстановку дорого ремонта. Некрасивый, облезлый кусок самого простого дешевого мыла лежал на засаленном кусочке грязной бумажки… Это, видимо, было то немногое, что в этой квартире отец Василий купил сам…
Позже я спросил: «Батюшка, а каково вам на такой дорогой машине? Не чувствуете себя неловко?»
А он ответил очень просто, честно и глубоко: «Да, очень неловко. Но когда у меня будут свои деньги, я буду ездить на самой скромной машине. А пока езжу на том, на чем дают…»
19 мая. О свидетельстве Христа о Боге Отце

В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня».
О свидетельстве Христа о Боге Отце — священник Николай Конюхов.
Люди не узнали в Христе Мессию, потому что у них были определённые представления и о Боге Отце, и о грядущем Мессии Израиля. И поэтому в их сердца не входили те слова, которые говорил Христос.
И когда Господь сам свидетельствовал, что Он пришёл от Отца, то, к сожалению, это свидетельство не входило в сердца иудеев, поскольку у них и об Отце было достаточно ложное представление. Они не могли представить, что вот Бог сам придёт в этот мир пострадать за людей, что предстоит Ему претерпеть множество испытаний, искушений и в итоге быть убитым и воскреснуть в третий день. И поэтому они не принимали свидетельства Господни.
Для нас очень важно знать, кто наш Отец, и периодически проверять: а наши представления правильные, они соответствуют действительности, или мы пытаемся Бога поместить в свои собственные представления? А для этого необходимы две вещи.
Первое — это знание традиции, знание того предания, толкования, которое существует. То есть мы знаем Священное Писание и как это Писание понималось в Церкви.
А второе — это личный религиозный опыт, когда мы общаемся с Богом, и Он становится для нас не чем-то абстрактным, не чем-то высоким, находящимся за тридевять земель где-то на седьмом небе, а близким Отцом по-настоящему, как мы молимся «Отче наш». Это не просто некое обращение. А если посмотреть еврейский оригинал, там слово «авва-отче», то есть «отец-папа» — такое тёплое обращение к Отцу.
Хочется в сегодняшний день пожелать, чтобы для всех для нас Бог стал именно таким близким небесным Отцом, к которому мы с любовью относимся.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем

Сегодня 19 мая. В день празднования памяти ветхозаветного праведного Иова Многострадального в 1868 году родился император Николай Второй.
О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем — протоиерей Михаил Самохин.
Даже святых людей не всегда называют при рождении по святцам. Так и император Николай II, родившийся по старому стилю 6 мая 1868 года в Царском Селе, получил традиционное для Романовых имя Николай, в память о старшем брате своего отца, собственном дяде, российском цесаревиче Николае Александровиче, который умер молодым в 1865 году.
В Европе этот день на календаре был обозначен как 18 мая. Сейчас разница между календарями увеличилась, и 6 мая по юлианскому календарю — по григорианскому календарю уже 19 мая. Однако для Церкви ничего не поменялось, и днём рождения последнего российского императора, страстотерпца Николая Александровича, остаётся день памяти Иова Многострадального.
Несмотря на то, что император не носил имя Иова, духовная связь его с этим персонажем Ветхого Завета очевидна, и прежде всего в безропотном принятии от Бога всего, что Господь посылает, в твёрдой вере и уповании на Спасителя, даже до смерти. За это Николай Александрович и вся его семья получили венцы святых царственных страстотерпцев.
Нам тяжело подражать такому подвигу. Но всё же путь святости, заповеданный каждому из нас, состоит именно в благодарном следовании по пути спасения, уготованному Господом.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. Об уроках жизни святого Иова

Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, который жил за две-полторы тысячи лет до Рождества Христова.
Об уроках жизни святого Иова — протоиерей Василий Гелеван.
Святой праведник Иов учит нас доверию. Без доверия нет веры. Если хочешь верить в Бога, научись доверять Ему.
Мы верим в Отца Вседержителя, а это значит, верим в то, что Он всё держит в руках. Он заботится, Он исцеляет души, как великий хирург. Иногда эти методы нам кажутся болезненными, но мы верим, что так и нужно для нашего спасения.
Праведный Иов точно не заслуживал таких страданий. Он святой жизни человек. Вот другие заслуживали. Были в его время грешники, каких следовало бы наказать. Но Бог терпит их до поры до времени. А Иову посылает скорби не в наказание, а для того, чтобы закалить его в верности.
Близкие предлагают Иову похулить Бога, отнявшего у него всё: богатство, здоровье, жизнь родных людей, всё, что составляло радость жизни. Бог дал, Бог взял.
Достоевский напишет позднее в том же ключе: «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной».
Все выпуски программы Актуальная тема