У одного священника — назовем его отец Василий — была матушка и трое детей. Жили они в однокомнатной квартире на окраине Киева — вместе с родителями матушки. На службу всей семьей ездили на автобусе, а потом на метро.
Появился у этого священника один очень богатый прихожанин. Назовем его бизнесмен Дмитрий. Однажды Дмитрий подвозил отца Василия до дома, священник, как и полагается, пригласил зайти на чай. Дмитрий зашел — и остолбенел. Он и представить себе не мог, в какой бедности семья отца Василия жила.
Через неделю Дмитрий подарил отцу Василию большой черный семейный джип — чтобы всей семье было удобнее ездить на службу на другой конец города.
А еще через месяц отец Василий этот джип продал — потому что стыдно было священнику ездить на такой дорогой машине. Деньги от продажи пошли на ремонт крыши храма и на старушек в соседней с храмом больнице. Впрочем, без машины большой семьей было и вправду тяжеловато: поэтому на вырученные деньги отец Василий решил подыскать себе какую-нибудь простую подержанную иномарку.
Но тут бизнесмен Дмитрий увидел, что батюшка после службы снова спешит к остановке автобуса. И спрашивает Дмитрий: «Батюшка, а где же машина?» Отец Василий отвечает: «Продал, вон крышу в храме нужно ремонтировать, да и бабушки наши, прихожанки, болеют, их лечить надо…» — «Так что ж Вы сразу не сказали», — восклицает Дмитрий. И через неделю дарит батюшке новый джип. Но на этот раз строго берет с батюшки обещание — не продавать машину, не передаривать, ездить самому. А еще через полгода Дмитрий дарит батюшке трехкомнатную квартиру с евроремонтом в новом доме — для всей большой семьи…
…Однажды я был в гостях у отца Василия. Смотрел на эти хоромы и — не скрою — думал: ничего себе батя живет. Видимо, в ответ на мой недоумевающий взгляд отец Василий и рассказал всю эту историю. А потом добавил: «Я как представлю себе, сколько все это стоит денег… Сам я такой суммы не видел и не увижу, наверное, никогда в жизни…»
Я зашел в ванную — и знаете, что меня там поразило? Мыло. Оно совсем не вписывалось в обстановку дорого ремонта. Некрасивый, облезлый кусок самого простого дешевого мыла лежал на засаленном кусочке грязной бумажки… Это, видимо, было то немногое, что в этой квартире отец Василий купил сам…
Позже я спросил: «Батюшка, а каково вам на такой дорогой машине? Не чувствуете себя неловко?»
А он ответил очень просто, честно и глубоко: «Да, очень неловко. Но когда у меня будут свои деньги, я буду ездить на самой скромной машине. А пока езжу на том, на чем дают…»
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»