Село Ермаково стоит на высоком Волжском берегу Самарской Луки. Местные жители связывают название поселка с именем казацкого атамана Ермака Тимофеевича. Такая связь вполне возможна, хотя материальных свидетельств правдивости этой легенды нет. В Ермаково вообще мало что сохранилось не только с шестнадцатого, но даже с девятнадцатого века. Однако, если пройти километра полтора вдоль берега в сторону Винновки, то увидишь металлический крест высотой в три с половиной метра. Он издалека виден со стороны реки, и пароходы, проплывая мимо, непременно издают приветственные гудки. Распятие высится здесь уже больше ста лет, напоминая о судьбе русского офицера, героя японской войны, изобретателя и фотографа Алексея Люпова. А под горой, над самой водой, стоит часовня, в которой похоронен Алексей Николаевич.
Героем штабс-капитана Люпова называют неспроста. Свою отвагу и самоотверженность он доказал, участвуя в обороне Порт-Артура. Когда город был захвачен, Алексей Николаевич оказался в плену. Он отказался принять освобождение в обмен на обещание никогда больше не воевать против Японии. Провел в заключении целый год и заработал туберкулез. Однако, не унывал. Вернувшись в Россию, Люпов занялся наукой и, будучи человеком разносторонне развитым, буквально фонтанировал изобретениями. За три года он зарегистрировал пятнадцать патентов в области авиации, медицины и астрономии.
В 1911 году Алексей Люпов купил в Ермаково большой участок земли и собирался построить здесь сахарный завод. Пока шло строительство дома, непритязательный барин жил на купеческой пристани, в небольшой будке дебаркадера. Алексей Николаевич вообще был склонен к аскетичному образу жизни, про него говорили даже, что он носит вериги под одеждой. В ночь на 25 сентября в скромное жилище одинокого офицера ворвались двое разбойников из местных жителей. Хозяин был ограблен и жестоко убит.
Старший брат Люпова – Сергей, также кадровый военный, распорядился похоронить Алексея прямо на месте трагедии. Видимо, он рассчитывал, что могила будет напоминать сельчанам, до какого преступления может довести человека алчность. Над местом погребения брата Сергей Николаевич построил часовню-усыпальницу по проекту своего товарища по службе, военного инженера Федора Смирнова. Часовенка очень необычная – двухъярусная, обрамленная лестницей. А на высоком берегу в память Алексея Люпова было установлено Распятие с цитатами из Евангелия и эпитафией: «Алеше, милому моему брату, кровью венчавшемуся».
В первые годы после трагедии за часовней по просьбе Сергея Николаевича ухаживали две монахини, над могилой непрестанно теплилась лампадка. После революции все, конечно, изменилось. Сейчас усыпальница находится в удручающем состоянии, утрачены и надписи на кресте. Но жива память – о славном человеке и о братской любви, которая не кончается вместе с земной жизнью.
«Любовь к Богу». Иером. Геннадий (Войтишко), Ия Батаногова, Яна Зотова

В этом выпуске «Клуба частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), супруга священника, многодетная мама Ия Батаногова и музыкант Яна Зотова размышляли о том, что такое любовь к Богу и можно ли научиться этой любви.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!