Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:
1. Пишите четким, понятным почерком, лучше – печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
2. Озаглавьте ее – «о здравии» или «о упокоении» .
3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).
6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет – отроком (отроковицей) .
8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
9. Допускается включение в записку слов«воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного» .
10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».
11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты),«убиенных» .
12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.
О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении – только крещенных в Православной Церкви.
На литургии можно подать записки:
На проскомидию – первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;
На обедню – так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно– и церковнослужители перед Святым Престолом;
На ектению – поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду .
1 мая. О творчестве художника Николая Ульянова

Сегодня 1 мая. В этот день в 1875 году родился художник Николай Павлович Ульянов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Один из учителей Ульянова, художник Ге, напророчествовал ему: «Вы будете потрясающим живописцем!» А Валентин Серов, строгий и взыскательный, сделал даровитого своего ученика заведующим в своей мастерской. Доверие оправдалось вполне. Николай Павлович — многогранный художник. Ему принадлежат и чудесные иллюстрации — «Волшебная лампа Аладдина», «Разноцветные рыбы» — одного из самых замечательных детских изданий, иллюстрирующих подводный мир. Николай Павлович после революционных преобразований нашел для себя нишу театра Станиславского. Портрет Константина Станиславского, сидящего в вольготной позе, пенсне, преимущественно известен любителям театра. И сколько портретов творческих деятелей запечатлел Николай Павлович! Человек, который больше всего любил реалистическое, классическое искусство, но в свое время отдал дань времени и пробовал различные техники и жанры. Приглашаем наших слушателей познакомиться с картинами Николая Павловича Ульянова, дабы все оценили по достоинству высокий полет его мастерства и обрели для себя новое имя продолжателя русской живописной традиции.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 мая. Об истории Максимовской Иконы Богородицы

Сегодня 1 мая. Церковь чтит Максимовскую Икону Богородицы.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Образ был явлен в нашем Отечестве в очень тяжёлые времена. Уже более 60 лет монголо-татарское иго терзало, томило землю русскую. Опустели храмы, многие люди начали забывать веру. И вот тогда был воздвигнут Господом митрополит Максим, которому предстояло перенести первосвятительскую кафедру из Киева во Владимир. И, оказавшись во Владимире, при тонком сне ему является Богородица и возлагает на него епископский омофор, который при пробуждении оказался у него в руках. И он, вдохновлённый этим чудом, как благословением Богородицы, на эти исторические события для нашего Отечества, для русской Церкви повелевает написать Богородицу так, как она ему явилась в полный рост с Богомладенцем на руках. И эта икона остаётся очень чтимой. Сам омофор в XV веке оказался утраченным. А вот икона, написанная заново, хранится в Свято-Успенском Соборе города Владимира. И продолжаются многие чудеса и знамения от этого чудотворного образа.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 мая. О решениях Второго Вселенского собора

Сегодня 1 мая. В этот день в 381 году в Константинополе начался Второй Вселенский собор.
О его решениях — протоиерей Василий Гелеван.
Вселенский Собор 381 года был созван императором Феодосием в столице Римской империи, Константинополе. Поводом для созыва 150 епископов послужили богословские заблуждения Македония Константинопольского и Аполлинария Лаодикийского. Первый учил, что Дух Святой не Бог, а сотворенное существо. Второй же искажал учения о Божественной природе Христа. Сами Македоний и Аполлинарий уже умерли к тому времени, но их последователи усердно распространяли лживое учение. Оно было осуждено и объявлено ересью. Участники Собора подтвердили христологическое учение предыдущего Вселенского Собора, отвергнув, таким образом, все новые измышления еретиков. Собор также сформулировал церковное учение о Духе Святом, опираясь на труды святителя Василия Великого. Святой не дожил до 381 года, всего два года, но на пути к Собору он много потрудился. Его богословские труды стали основой для решения Собора. Цитаты из книг святого Василия Великого вошли в молитву «Символ веры». Отцы Второго Собора подтвердили решение предыдущего Собора и дополнили Никейский Символ веры учением о Духе Святом и о Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема