Есть в Москве – да и не только в ней – храмы, стиль которых назван по фамилии знаменитого некогда боярского рода. И фамилия эта – Нарышкины. И стиль этот – нарышкинское барокко – достаточно ярок и узнаваем. Пожалуй, классическим представителем стиля стал Храм Покрова в Филях – действительно прекрасно украшенное здание с розовыми станами и белыми на их фоне деталями.
Однако сегодня мы рассказываем о Храме Троицы Живоначальной в Свиблово на реке Яузе. Даже если не знать, что некогда Свиблово находилось во владении Нарышкиных, достаточно посмотреть на здание храма, чтобы практически безошибочно это понять. Розовый с белым, и два золотых купола – над самим зданием храма и над его колокольней. И плюс характеристики специалистов: «яркий памятник нарышкинского барокко».
Предполагается, что Троицкая церковь в Свиблово стояла тут еще со времен Дмитрия Донского, и построили ее, когда деревней владели бояре Свибловы. Однако первое документальное упоминание храма относится к началу XVII века, когда владельцем села числился Андрей Львович Плещеев. Здесь построили новую каменную церковь в 1623 году. Полувеком позже сын Андрея Львовича Михаил, вновь перестраивает церковь. В 1672 году усадьба перешла к малолетней дочери Михаила Марье, воспитывал которую ее дядя Кирилл Алексеевич Нарышкин. Вот он-то в 1708 году и выстроил каменную церковь, а в 1709 году пристроил к ней колокольню.
Интересно и то, что Нарышкин завез и поселил в Свиблово пленных шведов. А на колокольню храма в честь петровских побед водрузил трофейный шведский колокол.
После революции храм еще действовал до самого закрытия его в 1938 году.
А после закрытия… увы… здание обезглавили и передали в ведение какого-то строительно-монтажного управления.
Вместе с храмом медленно, но верно гибла и вся усадьба. Погибала она долго. Лишь в 1980 году началась медленная реставрация.
В 1990 году храм вернули Русской православной церкви. Передали церкви и четыре полуразрушенных здания усадьбы, которая обрела статус Патриаршего подворья.
Контакты: храма Троицы Живоначальной в Свиблове на реке Яузе
Адрес: Лазоревый проезд., 15
Как проехать:
Проехать к храму можно на метро до ст. «Свиблово» (последний вагон из центра) и дальше пешком до Снежной ул. до ул. Седова и по ней до храма.
Примерно таким же путем от м. Ботанический сад. Идти по Снежной ул. (но с другой стороны) до ул. Седова, далее до храма.
Схема проезда:
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема