Адрес: Колымажный пер., д. 8/4, стр. 1
Церковь Антипы Пергамского находится недалеко от Кремля в Колымажном переулке. Вы вполне справедливо можете предположить, что и уточняющее ее название, тоже как-то связано с названием переулка. Да, в самом деле, церковь именуют еще - на Колымажном дворе. И связано название со словом «колымага». В современном языке слово употребляется в ироническом ключе по отношению к некому неповоротливому транспортному средству. Однако в давние времена так назывался тяжелый конный экипаж. А Колымажный двор, место хранения царских экипажей, построен был при царе Алексее Михайловиче. Церковь же Антипы Пергамского существовала здесь с начала 16 века.
А дальше – сплошные загадки. Неизвестно имя архитектора, хотя предполагается, что строил ее итальянец Алевиз Фрязин. Но только предполагается.
В сути своей, неизвестно и точное время возведения церкви.
Совершеннейшей загадкой остается и имя храмоздателей. Хотя есть предположения, что факт появления храма связан с именем семьи Скуратовых и даже с самим Малютой Скуратовым.
Также неизвестно и непонятно, почему в старой Москве и именно в этом месте освятили церковь во имя святого Антипы, епископа Пергамского, ученика апостола Иоанна Богослова.
Как бы там ни было, Церковь Антипы Пергамского пользовалась в столице исключительнейшей популярностью, пожалуй, как ни одна другая.
И вот почему. Представьте себе уровень медицины 16 века. И представьте себе уровень тогдашней стоматологии. Прямо скажем – никакой, ибо сия область медицины на самом деле невероятно сложна. В лучшем случае могли вырвать зуб железными клещами. Можете представить, сколько людей мучились тогда от зубной боли? Ни знаний, ни врачей, ни лекарств, ни зубных паст, ни даже элементарных зубных щеток и привычки чистить зубы. А что такое зубная боль? Едва ли вам нужно об этом рассказывать. Так вот мощи и иконы Антипы Пергамского славились как раз не просто исцелениями, а именно что исцелениями от зубной боли.
Известно, что и сам царь Алексей Михайлович ходил «к Антипию» и однажды даже положил к чудотворному образу «два зубка серебряных» - тогда был обычай подносить к иконе св. Антипия подвески в виде или с изображением зуба и с молитвой о здравии.
По легенде, в церкви Иван Грозный венчался со своей очередной женой, а среди его родовых моленных святынь был зуб святого «Онтипия Великого», окованный серебром.
Еще одна особенность храма – два алтаря вместо традиционного одного: второй освящен во имя святого Григория Декаполита.
А в целом Храм священномученика Антипы считается интереснейшим образцом храма, который сочетает постройки трех архитектурных периодов православной Москвы.
Контакты: храма священномученика Антипы на Колымажном дворе
Адрес: Колымажный пер., д. 8/4, стр. 1
Ближайшие станции метро:
Кропоткинская (340м)
Боровицкая (370м)
Арбатская (510м)
Адрес сайта: http://www.hramantipa.ru/
Схема проезда:
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема