В прологе к известной некрасовской поэме, среди семи крестьянских мужиков, собравшихся, чтобы выяснить, «кому на Руси жить хорошо», фигурируют некие братья Губины. «Купчине толстопузому», — не особенно церемонясь, отвечают они на обозначенный в заглавии произведения сакраментальный вопрос. Прошло без малого полвека, и на всю Астраханскую губернию прославились... братья Губины — Василий, Александр и Иван. Казалось бы — простое совпадение. Однако ирония судьбы заключалась в том, что были они не крестьянами, как у Некрасова, а как раз наоборот — теми, о ком их однофамильцы в поэме так обидно высказались: купцами!
Жизнь словно хотела внести свои коррективы, и восстановить справедливость, показав, что и купцы бывают разные. Братья Губины были известны в Астрахани как крупные благотворители — люди милосердные, добрые и чуткие к чужой беде.
Губины владели деревообрабатывающим производством — в Астрахани им принадлежало несколько лесопилок и складов. Большими богачами не были, однако на помощь никогда не скупились. Один из братьев, Иван Иванович, однажды помог построить церковь хоть и в соседней, но не очень уж близкой Калмыкии. Храм во имя святого Николая Чудотворца собирали в Астрахани из губинского леса, а дорогостоящую транспортировку к месту назначения Иван Иванович полностью оплатил из собственных средств.
Делиться с ближними Губины считали своим долгом. Этому их с детства учили родители и Евангелие — Иван, Александр и Василий были глубоко верующими людьми. В тысяча девятисотом году братья обратились в городскую думу за разрешением на строительство богадельни, которую они были намерены и строить, и содержать за свой счёт. Через три года здание богадельни было завершено, и она открыла свои двери для престарелых бедняков, которые проживали там совершенно бесплатно, были обеспечены питанием и медицинским уходом. К слову, медицинское обслуживание в губинской богадельне оказалось на такой высоте, что через несколько лет при богадельне заработала лечебница, куда мог обратиться любой горожанин. Малообеспеченные и неимущие астраханцы лечились здесь бесплатно.
Братья активно участвовали в возведении православных храмов. Особенно отличился на этом поприще Иван Иванович Губин. Когда в Астрахани началось строительство Владимирского собора, он пожертвовал десять тысяч рублей и безвозмездно предоставлял строительные материалы. Полностью за свой счёт выстроил он Иоанно-Предтеченскую церковь.
С её созданием связана удивительная история. Один из братьев Губиных, Александр Иванович, бывший попечителем Астраханской духовной семинарии, страдал сильными головными болями. Однажды в Астрахань приехал святой праведный Иоанн Кронштадский, и Александр Иванович пришёл к нему в надежде получить исцеление. Святой благословил его, и сказал «На твоей голове храм стоять будет!». Никто тогда не понял смысла этих слов. Через несколько лет Александр Иванович умер. А через некоторое время его брат Иван задумал строительство храма во имя святого Иоанна Предтечи, и выстроил его как раз над местом погребения Александра. Так сбылись слова святого.
Губины активно поддерживали Елизаветинский приют для девочек, были постоянными жертвователями церкви при Мариинской гимназии — словом, в начале двадцатого столетия в Астрахани не было такого общественного учреждения, куда бы не внесли свою лепту купцы Губины. Астраханцы любили и уважали этих скромных людей, не кичащихся своим достатком, а употребляющих его на благо ближних. По ходатайству горожан братьям Губиным было присвоено почётное гражданство.
Получается, что вымышленные некрасовские Губины-крестьяне были не совсем правы, клеймя купцов обидными словами. Это доказали своей реальной жизнью Губины-купцы, оставив в родном городе о себе добрую память.
30 октября. Об отношении к тем, кто не против Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова апостола Иоанна, обращённые ко Христу: «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас».
Об отношении к тем, кто не против Христа — священник Родион Петриков.
Часто мы, подобно апостолам, склонны к созданию круга своих людей. «Вот этот — наш, это правильный, а все, кто за пределами этой группы, вызывают у нас подозрения». И апостол возмущается, что этот человек не из нашего круга, он не прошёл школу ученичества, и он, возможно, делает что-то не так. И прямо докладывает это своему Учителю Христу Спасителю.
Однако Христос видит главное: этот человек действует именем Его, именем Христа Божия. И он, этот человек, творит доброе дело, изгоняет духов тьмы. Слова «кто не против вас, тот за вас» — это призыв к широте сердца и к духовной рассудительности, что, возможно, мы часто слишком сужаем границы и выставляем жёсткие препятствия в общении с нами.
Господь не призывает нас к безразличию в вопросах веры. Однако напоминает нам, что благодать Божия может действовать не в тех кругах и не в тех границах, которые мы сами выставили в окружающем мире, а там, где мы сами того не ожидаем.
И вместо того чтобы запрещать и осуждать тех, кто творит добро не по нашим лекалам и не нашим способом, стоит сначала увидеть в них соратников, пусть и не вполне пока понятных. Ведь всякий, кто не против Христа и дел Его любви, тот за Него.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. Об истории Иконы Божией Матери «Избавительница»
Сегодня 30 октября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Избавительница».
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Этот чудесный образ был принесён в конце XIX века в Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе со святой горы Афон. Прежде он находился у одного из подвижников святой горы, иеромонаха Феодула. И этот подвижник молился перед этим образом. Впоследствии благоволил к тому, чтобы этот образ был перенесён в наш русский монастырь в горах Кавказа.
В этой обители празднование особое в честь этой иконы было установлено на 17 октября по старому стилю в благодарное воспоминание чудесного спасения Александра III со всем семейством в этот день. Оказалось, что накануне происшедшего железнодорожного происшествия катастрофического царская семья в полном составе заезжала помолиться пред этой иконой в Симоно-Кананитский монастырь и, в частности, этой святой иконе, и усердно молилась перед ней.
Потому вплоть до 1924 года эта икона Матери Божией «Избавительница» пребывала там, и память её свершалась в день чудного избавления царского семейства в этой катастрофе от смерти.
Икона эта напоминает канон образа Божией Матери «Одигитрия», когда свободной рукой Матерь Божия указывает на Божественного Своего Сына, а на левой руке Сам Господь располагается, обращая к Своей Пречистой Матери и благословляющую десницу, и взор Свой.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. О важности сохранения исторической памяти

Сегодня 30 октября. День памяти жертв политических репрессий.
О важности сохранения исторической памяти во избежание повторения трагических событий прошлого — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Как такое могло произойти, когда дети одной страны, соседи, сослуживцы преследовали и убивали друг друга? Каким образом грандиозная идея построить мир свободным и справедливым привела к крови и беззаконию? В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войны. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром.
В чём была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни, и поставив нравственность в положение подчинённой идеологии, что и привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения светлого будущего?
Опасность отхода общества от нравственных норм ведёт к кризисам. Эту точку зрения разделяют представители всех традиционных религий России, между последователями которых репрессивная машина не делала различий.
И сегодня всем нам следует осознать, что никакого светлого будущего не будет, если вновь, в стремлении к таковому будущему, уже под влиянием новых идеологий, станет разрушаться нравственная и духовная основа человеческого бытия.
Нынешнее поколение не имеет права на повторение исторических ошибок. Ненависть не должна руководить нами в нашем стремлении построить мирную, справедливую и благополучную жизнь. А потому и трагические страницы нашего прошлого не должны быть поводом для разжигания ненависти и усиления напряжённости. А осуждение террора не должно из нравственного акта превращаться в политический ритуал.
Все выпуски программы Актуальная тема







