— Бабушка, смотри, на этой картине самовар как у нас на даче!
— Борис Кустодиев. «На террасе». Надо же, сам Кустодиев! Не знала, что у нас в Нижегородском художественном музее есть его работы. Прекрасная картина! Такая светлая, душевная. Вечер, большая семья за столом на свежем воздухе, вокруг летняя зелень, берёзки. А самовар и правда, похож! Нашему уже почти сто лет, он ещё моей бабушке принадлежал.
— Помнишь, мы тоже летом стол выносили в сад и все вместе пили чай. Ты, я дед, мама, папа. Мне так понравилось!
— Конечно, чай мы тогда не из самовара пили, но всё равно было здорово. Разговаривали обо всём на свете. И правда, совсем как эти люди на картине. Так хочется узнать, кто же они такие.
— Прошу меня извинить, я стал невольным свидетелем вашего разговора. И, если позволите, мог бы немного рассказать вам о героях полотна Бориса Кустодиева «На террасе».
— Это же замечательно! Мы с удовольствием послушаем.
— Да! Расскажите, пожалуйста!
— Борис Михайлович Кустодиев написал эту картину в 1906 году. На ней он изобразил свою собственную семью: жену Юлию Евстафьевну, детей — сына Кирилла и дочь Ирину, их няню, а также свою сестру Александру с её мужем Василием Кастальским, в то время — дьяконом. Художник запечатлел момент из семейной жизни — отдых на даче под Костромой.
— А можно, можно, я угадаю, кто есть кто?
— Что ж, попробуй!
— Мне кажется, женщина в центре картины, которая разливает чай, — это жена художника. Она такая степенная. От неё веет домашним уютом. Успевает одновременно угощать собравшихся за столом и приглядывать за шалуньей-дочкой.
— Совершенно верно! Посмотрите, какой красивый на Юлии Евстафьевне наряд — платье такого фасона, с пышными оборками, называлось чайным. Вероятно, она нарядилась специально для семейного чаепития.
— Осмелюсь предположить, что женщина, которая подносит чашку к губам, — это сестра Кустодиева. А вот кто из двух мужчин её муж, а кто — сам художник, сказать затрудняюсь.
— Муж Александры Михайловны — это темноволосый молодой человек, сидящий у самовара. Очевидно, он что-то с увлечением рассказывает, а остальные его слушают. А вот самого себя Борис Михайлович изобразил рядом с супругой, и очень скромно — вполоборота.
— А на первом плане картины — дети. Просто не могу не сказать о том, какие же они красивые! Чуть дальше изображена супруга художника. И только потом — он сам. Мне кажется, в таком композиционном расположении что-то есть!
— Борис Михайлович Кустодиев очень любил свою семью. С Юлией Евстафьевной они прожили в счастливом браке 24 года, их смогла разлучить только смерть художника. Супругам выпало немало испытаний, но они были друг для друга верной опорой. И, конечно, Кустодиев души не чаял в сыне и дочери. И жену, и детей, он часто изображал на своих полотнах.
— Это и есть настоящие, вечные ценности. От картины веет уютом и счастьем простой жизни.
— Да, картину Бориса Кустодиева «На террасе» часто называют гимном тихому семейному счастью. Но что это наше юное поколение приумолкло?
— Это меня картина так впечатлила.
— И правда, уходить не хочется.
— Давайте ещё ненадолго задержимся. И я, пожалуй, тоже с вами постою.
Картину Бориса Кустодиева «На террасе» можно увидеть в Нижегородском художественном музее.
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов