Жизнь Бориса Кустодиева — пример победы духа над немощным телом: тяжёлый недуг лишил мастера возможности ходить. Несмотря на это, он написал много жизнерадостных картин. Одна из них — «Масленица», находится в Русском музее Санкт-Петербурга.

— Здравствуйте, Владимир Николаевич! На лыжах катались?
— Да, Маргарита Константиновна! Хворал всю зиму, в марте в первый раз на лыжню выбрался. Благо, на улице мороз и солнце, день чудесный! Я и не припомню, чтоб раньше такая погода до весны стояла!
— Полно, сосед! В детстве иной год до апреля сугробы лежали. Да что там в детстве — в начале двадцатого века весны какие снежные были! И тому есть свидетельства. Например, на картине Бориса Кустодиева «Масленица» запечатлён такой же ослепительно белый день, как сегодня. А это 5 марта! В 1916 году именно на этот день приходилось Прощёное воскресенье, которым завершалась Масленица.
— А что за картина такая — «Масленица»?
— А я вам сейчас её найду в телефоне. Вот, смотрите, какая красота! Небо уже весеннее, высокое, розово-золотое в закатных лучах. А деревья ещё в инее, и земля укрыта пышной периной снега. Он по-зимнему чистый, ослепительно белый с синим отливом. Разноцветные купола храмов на его фоне смотрятся особенно нарядно.
— Да что там говорить! Сказка! А народищу-то сколько на улице! И на лошадях катаются, и в снежки играют, и просто прогуливаются. А вон там, под горой, что за шатёр, интересно?
— Круглый шатёр — это карусель. А рядом с ним — балаган, в котором давали представления, цирковые или театральные.
— Как хорошо художник праздничное веселье передал, жизненно! Какое у него здесь всё... русское!
— Борис Михайлович очень любил родину и умел передать русский народный колорит.
— Потому что он и сам, наверное, так же гулял на Масленицу. Славно же, прежде чем сесть за холст, на тройке прокатиться!
— Но только не в марте 1916 года. Борис Кустодиев в это время был прикован к постели.
— Ох ты ж, беда какая! А что с ним случилось?
— Опухоль спинного мозга. Первые признаки недуга художник почувствовал еще в 1909 году — побаливало правое плечо. Постепенно боли стали нестерпимыми, они мешали спать по ночам. Швейцарские, немецкие, русские врачи ставили то один, то другой диагноз, пробовали разные методы лечения: ванны, грязи, лечебные корсеты. В 1913 году Кустодиева прооперировали. Стало получше, но ненадолго. В марте 1916 года художника вновь положили на операцию.
— Значит, все кругом вот так веселились, а он, бедный, мучился?
— Да, народные гулянья Кустодиев наблюдал только по пути в больницу.
— Но на этот раз операция помогла?
— Нет. После неё художник навсегда лишился возможности ходить. Остаток жизни он провёл в кровати и в инвалидном кресле. И картину «Масленица» он писал не с натуры, а дома, полулёжа, по памяти.
— И как это она у него такая жизнерадостная получилась? Ведь в ней нет ни намёка на то, что автору худо было!
— Это и впрямь поразительно. Жизнь Бориса Кустодиева — пример победы радостного духа над немощным телом. Страдая от боли и обездвиженности, художник оставался ласков и приветлив с близкими. И до конца своих дней работал. «Масленица» стала началом череды праздничных жизнеутверждающих полотен, написанных вопреки мучениям.
— В чём же он силы-то черпал?
— В любви. Он говорил: «Любовь к жизни, любовь к своему, русскому, всегда оставалась единственным сюжетом моих картин». Побывайте в Русском музее Санкт-Петербурга, постойте перед картиной «Масленица» несколько минут — и вы напитаетесь радостью, согреетесь любовью и поверите, что все невзгоды можно преодолеть.
«Успение Пресвятой Богородицы». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Блаженная Матрона Анемнясевская». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о непростой, но удивительной судьбе блаженной Матроны Анемнясевской, которая еще при жизни своими молитвами помогала людям и считалась святой, за что была арестована советскими властями, при том, что была слепой и не могла самостоятельно передвигаться.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 79. Богослужебные чтения

Скажите честно: вы когда-нибудь, проходя где-то мимо частных домов, срывали висящие из-за чужого забора ягоды или плоды? Признаюсь, и я порой от этого соблазна не мог удержаться! 79-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, одним из центральных образов имеет именно проблему разросшейся и вышедшей далеко за пределы ограды виноградной лозы. Давайте послушаем.
Псалом 79.
1 Начальнику хора.
На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
О чем псалмопевец плачется Богу — причём каждая из трёх частей псалма этот плач усиливает всё больше? Образ виноградной лозы — это образ еврейского народа, который Бог «насадил» в чужой земле, изгнав оттуда прежних жителей, — земле благодатной и плодородной, и не только насадил, но и тщательно и бережно вырастил так, что народ заполнил очень большое пространство. Казалось бы, остаётся только радоваться — но вот, неожиданно с разных сторон надвигаются напасти: народ становится добычей для соседей, которые немилосердно «обрывают» его, словно вывалившуюся из-за забора сочную виноградную ветвь, а с другой стороны наседают могущественные враги, словно дикий кабан, своим рылом подкапывающий и уничтожающий корни лозы.
Автор псалма выражает общее недоумение народа: Боже, что происходит? Зачем Ты допускаешь поругание плода Твоих же рук? Ведь Ты, Ты сам нас сюда привёл, Ты нас возрастил, Ты оберегал — и вдруг всё рассыпается!..
Чтобы найти ответ на эти вопросы, нам надо вернуться к изначальному образу свисающего за пределы территории винограда. Это произошло потому, что ограда, отделявшая частную территорию от общего пространства, сгнила и развалилась. Когда падает забор, снимаются определённые внутренние защиты, и человек уже может себе позволить переступить через границу — а что, тут, похоже, никто не живёт — или не следит за хорошим состоянием хозяйства! Значит, забор для этого псалма — своего рода «ключ» к его пониманию: пока забор крепок — и к плодам никто не притронется, и дикий зверь не подойдёт!
Что же это за столь важный «забор»? Для иудейского мышления ответ очевиден: «забор» — это Закон Божий, заповеди, данные Богом Моисею как условия сохранения завета между Богом и еврейским народом. Пока эти заповеди исполняют, пока в головах людей они — чёткая грань между нормальным и абсолютно недопустимым — всё в порядке. Но как только отношение к этой «грани» становится поверхностным, как только размываются границы — жди беды!
Вот к чему и призывает сегодняшний псалом: помнить о том, что пока внутри нас есть ясные и понятные для нас самих принципы — «внутренние границы» — и Бог нас охраняет и бережёт!
Псалом 79. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 79. (Церковно-славянский перевод)