Жизнь Бориса Кустодиева — пример победы духа над немощным телом: тяжёлый недуг лишил мастера возможности ходить. Несмотря на это, он написал много жизнерадостных картин. Одна из них — «Масленица», находится в Русском музее Санкт-Петербурга.

— Здравствуйте, Владимир Николаевич! На лыжах катались?
— Да, Маргарита Константиновна! Хворал всю зиму, в марте в первый раз на лыжню выбрался. Благо, на улице мороз и солнце, день чудесный! Я и не припомню, чтоб раньше такая погода до весны стояла!
— Полно, сосед! В детстве иной год до апреля сугробы лежали. Да что там в детстве — в начале двадцатого века весны какие снежные были! И тому есть свидетельства. Например, на картине Бориса Кустодиева «Масленица» запечатлён такой же ослепительно белый день, как сегодня. А это 5 марта! В 1916 году именно на этот день приходилось Прощёное воскресенье, которым завершалась Масленица.
— А что за картина такая — «Масленица»?
— А я вам сейчас её найду в телефоне. Вот, смотрите, какая красота! Небо уже весеннее, высокое, розово-золотое в закатных лучах. А деревья ещё в инее, и земля укрыта пышной периной снега. Он по-зимнему чистый, ослепительно белый с синим отливом. Разноцветные купола храмов на его фоне смотрятся особенно нарядно.
— Да что там говорить! Сказка! А народищу-то сколько на улице! И на лошадях катаются, и в снежки играют, и просто прогуливаются. А вон там, под горой, что за шатёр, интересно?
— Круглый шатёр — это карусель. А рядом с ним — балаган, в котором давали представления, цирковые или театральные.
— Как хорошо художник праздничное веселье передал, жизненно! Какое у него здесь всё... русское!
— Борис Михайлович очень любил родину и умел передать русский народный колорит.
— Потому что он и сам, наверное, так же гулял на Масленицу. Славно же, прежде чем сесть за холст, на тройке прокатиться!
— Но только не в марте 1916 года. Борис Кустодиев в это время был прикован к постели.
— Ох ты ж, беда какая! А что с ним случилось?
— Опухоль спинного мозга. Первые признаки недуга художник почувствовал еще в 1909 году — побаливало правое плечо. Постепенно боли стали нестерпимыми, они мешали спать по ночам. Швейцарские, немецкие, русские врачи ставили то один, то другой диагноз, пробовали разные методы лечения: ванны, грязи, лечебные корсеты. В 1913 году Кустодиева прооперировали. Стало получше, но ненадолго. В марте 1916 года художника вновь положили на операцию.
— Значит, все кругом вот так веселились, а он, бедный, мучился?
— Да, народные гулянья Кустодиев наблюдал только по пути в больницу.
— Но на этот раз операция помогла?
— Нет. После неё художник навсегда лишился возможности ходить. Остаток жизни он провёл в кровати и в инвалидном кресле. И картину «Масленица» он писал не с натуры, а дома, полулёжа, по памяти.
— И как это она у него такая жизнерадостная получилась? Ведь в ней нет ни намёка на то, что автору худо было!
— Это и впрямь поразительно. Жизнь Бориса Кустодиева — пример победы радостного духа над немощным телом. Страдая от боли и обездвиженности, художник оставался ласков и приветлив с близкими. И до конца своих дней работал. «Масленица» стала началом череды праздничных жизнеутверждающих полотен, написанных вопреки мучениям.
— В чём же он силы-то черпал?
— В любви. Он говорил: «Любовь к жизни, любовь к своему, русскому, всегда оставалась единственным сюжетом моих картин». Побывайте в Русском музее Санкт-Петербурга, постойте перед картиной «Масленица» несколько минут — и вы напитаетесь радостью, согреетесь любовью и поверите, что все невзгоды можно преодолеть.
Псалом 44. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории Древнего Израиля, да и вообще в мировой истории, практически не было идеальных монархов. А если они где-то и появлялись, то, к сожалению, совсем ненадолго. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 44-й псалом. Это очень красивый и возвышенный гимн, который повествует об идеальном царе. Давайте его послушаем, а затем поразмышляем о том, почему никто из земных царей не может приблизится к той вершине, о которой повествует псалом.
Псалом 44.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви.
2 Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца.
3 Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки.
4 Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею,
5 и в сём украшении Твоём поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела.
6 Остры стрелы Твои, Сильный, — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя.
7 Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего.
8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
9 Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.
10 Дочери царей между почётными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.
11 Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твоё, и забудь народ твой и дом отца твоего.
12 И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему.
13 И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лицо Твоё.
14 Вся слава дщери Царя внутри; одежда её шита золотом;
15 в испещрённой одежде ведётся она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги её,
16 приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.
17 Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле.
18 Сделаю имя Твоё памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.
Существует предположение, что только что прозвучавший псалом был составлен по случаю восшествия на царский трон сына Давида Соломона. Пожалуй, Соломон — тот монарх, который был предельно близко к осуществлению идеала царской власти, однако, как мы помним из библейского повествования, и у него в полной мере не получилось осуществить этот идеал. Идеалом же было правление по закону Божию, основа которого — кротость и милосердие. Эти две добродетели подразумевают, что их носитель обладает достаточной мудростью, чтобы уметь быть кротким, но не слабым, быть милосердным, но не потакающим злу. У Соломона долгое время получалось быть таким правителем, но и он в какой-то момент не сумел остаться на высоте данной ему Богом мудрости: Соломона, как и многих других людей, сгубила неограниченная власть, и он позволил проникнуть в Израиль различным языческим культам.
Можно попытаться вспомнить о других библейских царях. И мы увидим приблизительно то же самое: либо цари были далеки от идеала праведности, либо они правили совсем недолго. Этот закон справедлив и для всех других обществ, и проблема здесь в том, что царская власть — отнюдь не Божие установление, она то, что люди сами выпросили себе у Бога, а потому её можно назвать попущением Божиим.
А какова же воля Божия? Ответ на этот вопрос нам даёт прозвучавший сегодня псалом, в котором, как мы догадываемся, речь идёт о действительно идеальном Царе — Господе нашем Иисусе Христе. Он и только Он может править не силой, а мудростью, кротостью, любовью и милосердием. Только Его закон безупречен и только Его суд справедлив. Он — образец и ориентир для любого человека, в том числе и для того, кто поставлен во главу народа. Со Христом мы должны сопоставлять свои мысли, чувства, слова и действия, ведь только Его владычество способно помочь нам обрести самое ценное и главное — Царство Небесное.
Псалом 44 (Русский Синодальный перевод)
Псалом 44. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Флп., 241 зач., II, 12-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Спасение человеческой души — что это такое? Как оно происходит? Кто принимает в нём активное участие? Ответы на эти вопросы находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
14 Всё делайте без ропота и сомнения,
15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
Очень примечательные слова мы услышали в только что прозвучавшем отрывке. «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению», — говорит апостол Павел. Другими словами, Господь побуждает всякого человека исполнять Его божественную волю. В чём же заключается эта воля? В другом месте апостол это прекрасно поясняет: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Итак, очень важная мысль. У всякого из нас, без исключения, Бог вызывает стремление к высокому смыслу. В сердце каждого из нас живёт жажда Творца. Господь всячески пытается эту жажду пробудить. А после этого Он создаёт все условия для того, чтобы это желание переросло в конкретные действия, и мы в итоге приблизились к Нему и получили духовное удовлетворение.
Однако, человек не безвольная кукла. У всякого из нас есть право выбора. А потому мы вольны прислушиваться к этому голосу внутри себя или игнорировать его и даже подавлять. Ведь, возможно, у нас своё видение того, как должна развиваться наша жизнь, и следовать воле Творца не входит в наши планы. Апостол исходит из того, что всё-таки христиане — это те, кто выбрал жизнь с Богом. А потому он и говорит филиппийцам: «Со страхом и трепетом совершайте своё спасение». То есть напоминает, что одного желания Творца спасти человека недостаточно. Человек призван сам каждый день принимать волевое решение, в каком направлении ему двигаться. Призван постоянно прилагать усилия и делать выбор, я со Христом или я сам по себе. Я ищу Создателя и стараюсь своими сознательными действиями поддерживать с Ним живую связь, или же, в моей голове всё, что угодно, но только не Евангелие с его заповедями.
Для нас слова апостола — важное напоминание простой, но важной духовной истины. «Бог спасает нас не без нас». Дело спасения — это не улица с односторонним движением. Это зеркальный процесс. Мы видим, как Господь делает шаг навстречу нам в том случае, если сами готовы сделать шаг навстречу Ему. Другими словами, Его благодать вливается в нас лишь тогда, когда мы понуждаем себя открыться ей, путём исполнения тех незамысловатых действий, которые нам предлагает Евангелие и церковное предание. В православном богословии это встречное движение нередко называют словом «синергия», что в переводе с греческого языка означает сотрудничество, соработничество. Своим воплощением, проповедью, смертью и воскресением Бог положил начало этой совместной работе. Всё, что требуется от нас, — так это деятельно откликнуться на это приглашение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этом выпуске программы «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 20-й век и говорили о судьбе и подвигах русского военного моряка, участника Великой Отечественной войны, вице-адмирала Григория Ивановича Щедрина.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин
- «Славяне до принятия христианства». Сергей Алексеев
- «Василий Васильевич Голицын и Смутное время». Дмитрий Трапезников
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов