Андрей Борисович и Маргарита Константиновна в доме-музее Кустодиева в Астрахани.
— Здравствуйте, Андрей Борисович!
— Рад вас видеть, Маргарита Константиновна! Когда узнал, что вы в эти дни тоже в Астрахани, то решил — почему бы нам с вами вместе не посетить Дом-музей Бориса Михайловича Кустодиева.
— Отличное решение! К тому же, на улице с утра моросит — прогуляться мы всё равно бы не смогли. Знаете, как только осень с дождями и слякотью вступает в свои права, я начинаю тосковать о лете...
— Тогда эта картина наверняка поднимет вам настроение. Посмотрите только — Борис Кустодиев, «Летний праздник».
— Сколько зелени и красок! Вы правы, Андрей Борисович, полотно просто излучает радость. Впрочем, таково свойство всех работ Кустодиева. Очень верно сказал про него художник Александр Бенуа: «Счастливый, щедрый, праздничный талант!».
— Кустодиев и сам часто говорил, что единственный сюжет всех его картин — это любовь к жизни.
— При этом живописец много лет был прикован к инвалидной коляске. Из-за опухоли спинного мозга у него отнялись ноги. А руки болели так, что порой он с трудом мог держать кисть. Но всё же работал, превозмогая страдание.
— Картину «Летний праздник» Кустодиев написал в 1923 году. Как раз незадолго до этого ему сделали третью по счёту, самую сложную операцию. Врачи считали, что Борис Михайлович может её не перенести. А он не только перенёс, но и сохранил невероятное жизнелюбие. Об этом можно судить по самой картине.
— Действительно, она вся дышит светом и радостью.
— Кстати, в марте 1924 года работа побывала в Нью-Йорке, на Выставке русского искусства. А в 1926-м экспонировалась в Японии. Зарубежная пресса тогда писала о том, что на этом полотне перед зрителями открылась русская душа во всей её широте и красоте.
— Верно подмечено! Ведь на картине изображены традиционные русские гулянья в один из самых любимых праздников на Руси — День Святой Троицы. В народе говорили, что в этот день вся земля — именинница. По традиции, после торжественной праздничной Литургии прихожане отправлялись на гулянья. Собирались семьями, с друзьями, трапезничали прямо на траве.
— Этот момент и запечатлел на картине Борис Кустодиев. Жители маленького городка только что вышли из храма. И расположились рядом, на лужайке. Барышни в воздушных белых платьях сидят на пригорке.
— Вокруг сочная летняя зелень. По небу плывут облака, но погода ясная и тёплая. Люди нарядные, с улыбками на лицах. Одним словом — торжество.
— Интересно, что Кустодиев не подразумевал какую-то конкретную местность. На своём полотне он воплотил собирательный образ старой, патриархальной Руси, которую так любил. В каждом городе на Троицу можно было наблюдать подобную картину.
— До революции, разумеется. После 1917 года большевики, увы, старательно выкорчёвывали из народного сознания и веру, и традиции...
— Но такие, как Борис Михайлович Кустодиев, не давали людям забыть свои корни. Художник не боялся в годы узаконенного безбожия писать и выставлять картины, в которых торжествовал русский, православный дух.
— Дочь Бориса Михайловича рассказывала, как однажды живописцу намекнули, что он мог бы очень легко эмигрировать из страны советов. Поехать с выставкой за рубеж и попросту оттуда не вернуться. Кустодиев даже побледнел от таких слов. И заявил: «Я русский, и как бы трудно нам всем здесь ни было, никогда не покину свою Родину!».
— Мне кажется, картина «Летний праздник» — это и есть признание художника в любви к родной земле. Такое радостное полотно! Посмотришь на него в самый хмурый день — и на душе станет светло.
Картину Бориса Кустодиева «Летний праздник» можно увидеть в доме-музее Кустодиева в Астрахани
«Посетить музеи страны и увидеть этот и другие шедевры, не выходя из дома, можно с помощью мультимедийного гида „Артефакт“»
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема