Разбирая семейный архив, писатель Борис Зайцев однажды наткнулся на открытку, отправленную женой Верой много лет назад, когда она была ещё жива. Несколько слов, написанных супругой, возродили в памяти Бориса Константиновича подробности их долгой и радостной семейной жизни.
Известный литератор Борис Зайцев и Вера Орешникова, дочь директора Исторического музея Алексея Орешникова, соединили свои судьбы в 1912 году, повенчавшись в храме Казанской Божией Матери на Сущёвской улице в Москве. Поразительным по чистоте человеком был Борис Зайцев, — вспоминал журналист Алексей Боровой, знавший Зайцевых в самом начале их семейной жизни. — Не менее очаровательна — экспансивностью, шумливостью, но неизменной искренностью была его жена — Вера Орешникова, общая любимица, со всей Москвой бывшая на «ты», — писал Боровой в своих мемуарах. В 1912 году у Зайцевых родилась дочь Наталья.
Поворотными для них стали годы Гражданской войны. Борис Зайцев потерял племянника, пережил арест за активное участие в организации помощи голодающим, весной 1922 года заболел сыпным тифом. Двенадцать суток он находился между жизнью и смертью, без сознания. Врач, который лечил Бориса Константиновича, в конце концов опустил руки — ничего сделать было нельзя. «Мама беспрестанно молилась, — вспоминала дочь Зайцевых Наташа. — В страшную тринадцатую ночь она положила папе на грудь иконку святого Николая Чудотворца, которого особенно чтила, и просила Господа о спасении папы. Произошло невероятное: утром к нему вернулось сознание». В июне, благодаря ходатайству советских руководителей Каменева и Луначарского, Зайцев получил разрешение вместе с женой и дочерью выехать за границу для поправки здоровья. На родину Зайцевы, не принявшие большевистский режим, больше не вернулись.
Борис Константинович с семьёй поселился в Париже. Здесь он сотрудничал с эмигрантскими журналами, публиковал свои дневники, выступал как политический публицист. Всё больше Бориса Константиновича тянуло писать о православии, о русской святости. В 1927 году он совершил паломничество на Афон и писал оттуда Вере длинные письма-репортажи, одно из которых начиналось так: «Дорогая моя, золотая душенька, как я люблю твою горячую и обильную душу, добрую и порывистую. Молись обо мне — пишу, но и так знаю, что молишься». Эти письма впоследствии помогут Зайцеву написать книгу «Афон». Во время немецкой оккупации Парижа, благодаря поддержке жены и дочери, писатель смог закончить свой перевод «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Многие знакомые, встречавшие Зайцевых в эмиграции, называли Веру Алексеевну ангелом-хранителем Бориса Константиновича, поскольку супруга создавала все условия для писательской работы. В 1957 году настал черёд писателя всецело посвятить себя заботе о жене. «Моя мама очень тяжело заболела, — вспоминала Наталья Зайцева, — у неё случился удар. Восемь лет она была в параличе. И все восемь лет отец ухаживал за ней, боролся за маму, продлевал её жизнь», — писала Наталья. Сначала Вера Алексеевна не могла говорить, и Борис Константинович часами читал ей вслух русских классиков и современную литературу. Когда супруге стало легче и к ней постепенно стали возвращаться память и речь, он просто подолгу говорил с Верой Алексеевной. Иногда она пыталась что-то написать, и супруг помогал, в своей руке сжимая руку жены и выводя буквы. Перед сном Зайцевы читали «Отче наш»: Борис Константинович произносил слова молитвы, а его супруга старалась повторить.
До последних дней жизни Веры Алексеевны, скончавшейся в 1965 году, Борис Константинович был рядом с ней. После скорбной даты он посвятил себя тому, чтобы опубликовать переписку жены с её подругой Верой Буниной. Эта переписка легла в основу двух произведений Бориса Зайцева: «Повесть о Вере» и «Другая Вера». В них он постарался нарисовать портрет человека, с которым прожил 53 счастливых года.
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен