
Фото: Jacob Vizek/Unsplash
Все знают, что когда-то Аляска, самый большой штат в составе США, принадлежал России. Вернее состоял под управлением Русско-американской компании. Аляска находилась под русским протекторатом до 1867 года, когда права на нее были уступлены Соединенным штатам Америки. Несмотря на изменение государственной принадлежности, Аляска по-прежнему несет на себе отпечаток русского прошлого. Это выражается, прежде всего, в наличии большой православной общины.
Первые православные появились на Аляске еще во времена Российской империи благодаря активной деятельности миссионеров. С большим воодушевлением весть о Христе приняли коренные аляскинцы — алеуты и эскимосы. Они и сегодня образуют костяк православной общины Аляски. Православие также приняли индейцы, но в небольшом количестве — миссия в их среде не успела развиться из-за революции 1917 года. В начале двадцатого века Православие на территории Аляски почти исчезло и стало развиваться вновь только в 70-х годах двадцатого века.
Сегодня православная община Аляски составляет тридцать тысяч человек и состоит из американцев, а также коренных аляскинцев: алеутов, эскимосов и индейцев. В плане церковного подчинения она входит в состав Православной Церкви Америки, руководство которой с большой симпатией относится к сохранению самобытности малых народов Северной Америки.
Поэтому если вы приедете на Аляску, то увидите много интересных обычаев, которые отличают православных аляскинцев от прочих православных христиан. Например, местные индейцы, которые приняли Православие, продолжают соблюдать традицию и хоронить умерших родственников не в земляных могилах, а в особых деревянных домиках. Называются эти домики «спирит хаузес», что переводится на русский как «дома духа». Тело покойного помещается в этот домик после отпевания, затем на крыше домика крепится православный крест. Индейцы считают, что душа умершего обитает в «спирит хаус», но войти в него нельзя, чтобы душу не испугать и ее не выпустить. Православные индейцы при этом не спорят с учением Православной Церкви о том, что душа после смерти человека приходит на суд Божий и Господь определяет, где душе пребывать — в Раю или аду. Но им очень хочется, чтобы у умерших родственников было на земле какое-то пристанище, некое подобие дома. Есть у православных аляскинцев и еще одна традиция. На богослужение в местные храмы они любят приносить там-тамы, местную разновидность барабанов, на которых подыгрывают в такт пению. Православные аляскинцы считают, что игра на там-тамах очень украшает богослужение и позволяет им лучше сосредоточиться.
Православная Церковь Америки рассматривает Аляску как регион с большими миссионерскими перспективами, поэтому поддерживает интересные местные проекты. Среди них так называемый «большой дом», как именуют на Аляске особое гостиничное здание, которое строят обычно рядом с православным храмом. В этом здании могут разместиться православные паломники или люди, просто интересующиеся Православием. Обитатели «Большого дома» обязательно посещают богослужение. Кроме того, в течение дня они встречаются с местным священником, читают вместе с ним Библию или просто беседуют о Боге. Также в «большом доме» паломникам читают лекции, знакомя их с православным богословием и богослужением. «Большой дом», как и открытость православных христиан Аляски к добрым обычаям в целом, стали залогом успешного развития Православия в самом большом штате США. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал об особенностях жизни православных аляскинцев.
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным». Протоиерей Алексий Ботвинников
Гостем программы «Делатели» был руководитель приюта для бездомных в селе Хреновое в Воронежской области протоиерей Алексий Ботвинников.
Наш гость рассказал, как от кормления бездомных он пришел к созданию приюта для них, где уделяется внимание не только физическому здоровью подопечных, но также происходит и их духовное окормление. Отец Алексий поделился различными историями тех, кто оказался без крыши над головой: как они попадали в приют, с какими сложностями могли там столкнуться, как проходит жизнь подопечного в стенах приюта.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели