На всех без исключения богослужениях в православных храмах часть песнопений посвящается Матери Господа нашего Иисуса Христа — Пресвятой Богородице. Одно из самых известных песнопений, воспевающих Божию Матерь, называется «Достойно есть». Его исполняют на литургии в дни, когда нет большого церковного праздника. А на службах, посвящённых двенадцати главным церковным праздникам, это песнопение заменяют на так называемый «задостойник» — то есть песнопение, заменяющее «Достойно есть». У каждого задостойника особый текст. Он посвящён Богородице, но касается также и событий празднуемого дня. Задостойник, как правило, имеет две части. Первая часть — припев, состоящий из одной строки. Вторая часть берётся из 9-й песни канона, то есть особого церковного песнопения, содержащего несколько песней и исполняемого накануне, на вечернем богослужении.
15 февраля в храмах поют задостойник Сретения Господня. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Сначала поётся припев задостойника. По-русски текст припева звучит так: «Богородица Дева, Надежда христиан, защищай, ограждай и храни на Тебя уповающих». А теперь давайте послушаем, как звучит припев задостойника Сретения Господня на церковнославянском языке:
После припева задостойника Сретения Господня на богослужении звучит начальная часть 9-й песни канона праздника. По-русски её текст звучит так: «В Священном писании мы видим прообраз празднуемого события. Каждый первенец мужского пола посвящён Богу. Поэтому мы прославляем перворождённое Слово безначального Отца, Сына, без мужа перворождённого Материю». По-церковнославянски эти строчки звучат так: «В зако́не, се́ни и писа́нии о́браз ви́дим, ве́рнии: всяк му́жеский пол, ложесна́ разверза́я, свят Бо́гу. Тем Перворожде́нное Сло́во, Отца́ Безнача́льна Сы́на, первородя́щася Ма́терию неискусому́жно, велича́ем».
Давайте послушаем вторую часть задостойника Сретения.
Слова задостойника «Каждый первенец мужского пола посвящён Богу» указывает на важный смысл Праздника Сретения Господня. Во время, когда в мир прошёл Спаситель, существовал закон Моисея, согласно которому родители должны были на сороковой день принести своего первого сына в храм, чтобы посвятить его Богу. Так сделала и Пресвятая Богородица. На сороковой день после Рождества Христова Она принесла Младенца-Христа в Иерусалимский храм. Где и произошло Сретение. То есть встреча Богомладенца и праведного трёхсотлетнего старца Симеона. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаии и увидел в ней слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Симеон усомнился и хотел исправить слово «Дева» на «Жена», то есть женщина. Но в этот момент ему явился Ангел и предсказал, что Симеон будет жить до тех пор, пока не увидит своими глазами, что пророчество истинно.
Этот день настал — старец принял на руки Младенца-Христа. Состоялась его встреча, то есть Сретение, с Сыном Божиим. И спустя некоторое время, по слову ангела, Симеон принял блаженную кончину.
Давайте послушаем Задостойник Сретения полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Поддержка отечественного кино». Федор Соснов
У нас в студии был исполнительный директор «Фонда Кино» Федор Соснов.
Мы говорили о государственной поддержке отечественного кинематографа, как развивается российское кино сегодня и насколько востребованы фильмы с христианскими смыслами.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова