Библия говорит, что Бог нелицеприятен. Что это значит? Как отмечают психологи, мы, люди, всегда воспринимаем мир через фильтры - часть фактов мы используем для выстраивания своей картины мира, часть войдут в эту картину только с "правильными" истолкованиями, часть мы проигнорируем и будем игнорировать, даже если мы будем спотыкаться о них каждый день. Это, в какой-то мере, неизбежно - психика бы просто не смогла бы нормально функционировать, воспринимая каждый сигнал как одинаково важный. Мы также естественным образом склонны к обобщениям - если у нас возникали неприятные ситуации с двумя подряд рыжими людьми, к третьему рыжему мы отнесемся настороженно.
В ситуации конфликта мы будем склонны обелять себя и очернять другого - особенно, когда речь идёт о масштабном конфликте, в который вовлечены множество людей. В этом случае естественная склонность фильтровать данные многократно усиливается желанием проявить преданность своему племени - национальному, политическому, конфессиональному или ещё какому-нибудь. В этом случае все, что очерняет враждебное племя, тщательно собирается и помещается в центр внимания, под прожектора, человек составляет в своём сознании многотомное обвинительное заключение, которое должно послужить к обвинению врага. Любые высказывания (даже если это просто неловкие оговорки) представителей противной стороны получают самое неблагоприятное истолкование; элементы грубой и явной неправды входят в этот контекст совершенно естественно и незаметно.
С другой стороны, все грехи и преступления "своих" игнорируются, "соплеменникам" прощается все - или даже вменяется в славный подвиг ровно то, что противнику вменяется в гнусное преступление.
Люди оказываются внутри той картины мира, которую они для себя выстроили, и действуют исходя из неё - провозглашая с полной уверенностью, что Бог на их стороне, и это очевидно, ведь должен же Бог быть на стороне добра и правды!
Но Бог - это не Бог нашего племени. Бог не подвержен тем фильтрам, которым подвержены мы. Он видит наши грехи и грехи тех, кто нам не нравится, одинаково - как грехи, отвратительные в Его глазах. Бог нелицеприятен. Когда мы окажемся перед Его судом, мы увидим, что мы намеренно игнорировали ту часть правды, которая нас не устраивала - а то и намеренно лгали, чтобы выставить себя и своих в более выгодном свете.
Нам трудно посмотреть на мир как бы глазами Бога - а не глазами племени. Но мы призваны именно к этому. Это трудно и страшно - племя может посмотреть на нас косо - но это и есть вера.
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.