Огненным смерчем пронеслось по русским землям войско хана Батыя, внука грозного Чингизхана. Дотла были сожжены Рязань, Владимир, Чернигов. Киев пал под напором кочевников. Жители Великого Новгорода с тревогой ожидали приближения вражеской рати. Новгородскому князю Александру в то время едва исполнилось двадцать лет, но он уже показал себя талантливым полководцем. Молодой воин одержал несколько блистательных побед над непрошеными гостями с запада. В 1240 году Александр со своим войском одолел шведов там, где река Ижора впадает в Неву, за что получил от народа прозвание Невский. Еще через два года князь разбил немецких рыцарей в побоище на льду Чудского озера.
Батый, прослышав о военных успехах Новгородского князя, пожелал видеть его в ставке Золотой Орды. Монгольский хан прислал к Александру гонца с письмом: «Если хочешь спасти свою землю, то приедешь ко мне». Меньше всего хотелось славному русскому воину отправляться на поклон. Но он понимал, что новгородская дружина, обескровленная в сражениях, не вынесет еще одного удара. Чтобы отвести беду от княжества, Александр едет к Батыю.
Визит в ставку был сопряжён со смертельной опасностью. Всякий, кто входил в шатёр хана, должен был поклониться идолам. Александр Невский знал, что совсем недавно за отказ участвовать в языческом жертвоприношении в Орде были убиты князь Михаил Черниговский и сопровождавший его боярин Феодор. И теперь шаманы ревниво следили, воздаст ли почести истуканам он сам – молодой новгородский правитель. С высокомерной усмешкой наблюдал за гостем и хан Батый.
Сняв шлем, Александр перекрестился на восток. Глаза князя смотрели спокойно, и в голосе не было тени страха.
Александр Невский:
Приветствую тебя, хан Батый! Прими от меня поклон, человек, которого Господь удостоил царства! А вот идолам твоим кланяться я не стану – негоже христианину почитать творение вместо Бога, создавшего небо и землю!
Шаманы вытянулись в струну и устремили взоры на Батыя. Они ждали сигнала, чтобы схватить и покарать дерзкого русича. Но команды не последовало. Хан повёл рукой, приглашая князя войти в свой шатёр. И – невиданное дело! – предложил гостю сесть рядом с собой!
Хан Батый:
Ты смел, Александр! И храбрость твоя по душе мне. Такого воина я хочу видеть своим другом, а не врагом. Вечером я устрою пир в твою честь, а твой Новгород отныне будет под защитой моей конницы.
Нелегко было Александру принять милость Батыя. В душе он был согласен с Галицким князем Даниилом, что «злее зла честь татарская». Но Галичину, восставшую против Орды, захватчики сровняли с землей. Герой Невской битвы проявил покорность хану, и этим оградил родную землю от грабежей и насилия.
Когда в 1262 году против татаро-монголов поднялись Суздаль, Ростов, Ярославль и другие города, ордынский хан Берке приказал для подавления восстаний призывать в монгольскую рать русских воинов. Александр Невский, который к этому времени носил титул Великого князя, вновь отправился в Орду, чтобы отклонить унизительное ханское требование. И ему это удалось!
Целый год Александр прожил в Орде – не в плену, но и не на воле. Вернуться домой князю уже было не суждено. На обратном пути, в Городце на Волге под Нижним Новгородом, его сразила болезнь, излечить которую не смогли лучшие лекари. Скорее всего, здоровье Невского было подорвано постоянным напряжением и усталостью от долгого пребывания в стане недругов. Не исключают историки и версию, что Александр был отравлен кем-то из ордынцев, недовольных его политикой.
Почувствовав приближение смерти, заступник за русскую землю принял монашеский постриг с именем Алексий и отошёл от земной жизни к Небесному Царству. По словам летописца, русская земля в тот день «стонала от вопля и рыданий».
Народное почитание Александра Невского началось вскоре после кончины князя благодаря множеству чудес, происходивших на месте его погребения во Владимире. Через пять веков мощи святого были торжественно перенесены в Петербург и помещены в обители, ему посвященной – Александро-Невской лавре. Там честные останки благоверного князя покоятся и поныне.
24 июня. О страшных днях начала Великой Отечественной войны

22 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и в 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм священномученика Власия Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе в Москве.
По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх говорил о страшных днях начала Великой Отечественной войны и нашей победе.
Начались эти первые дни страшной войны. Просто каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, дошли до Москвы и вышли к берегам Волги. Ну и что? Победили-то мы.
И вот если эту победу только относить за счёт способности полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу, если это относить только за счёт мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе, но если упустить из этого анализа непостижимое: нашу победу над многократно превосходящим нас противником, то всёэто выглядело как Божье чудо. Господь с нами. И с нами Он не потому, что мы такие благочестивые, такие мудрые, такие просвещённые, но потому, что за нами великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своей запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божьих?
Вот ответ на всё на это — и победы, и изменения просто чудесные, изменения всего строя жизни нашего народа и нашей страны. Вот говорю о том и говорю так, чтобы никто не забывал прошлого, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в какой-то трудный момент нашей личной жизни или сомнений в том, что что-то так или не так происходит в стране, взирая на этот исторический опыт, сказать: «Слава Тебе, Господи, за всё!» И этими словами не только благодарить Бога за настоящее, но благодарить Его за весь тот тяжелейший исторический путь, который прошла наша страна и наша Церковь.
Ну а мы, люди XXI века, родившиеся в благополучное время, живущие пока, надеюсь, в благополучное время, посещающие храмы, мы должны молиться за себя и за наше предшествующее поколение, за наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, сохранился как православный народ, и Церковь, наша мученица-исповедница, сохранилась и сохраняет способность осуществлять свою спасительную миссию среди наших людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О мире

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему».
О мире — протоиерей Василий Гелеван.
Мир — это состояние души, это состояние общения человека с Творцом. Мирное, покойное состояние — это такое состояние, к которому призывает Церковь с самых первых минут литургии, когда священник-диакон возглашает «миром Господу помолимся», то есть в состоянии покоя и мира с ближним.
А вот ещё на литургии мы слышим «станем добре», «станем со страхом», «вонмем». Святое возношение «в мире приносите». «Мир Мой даю вам», — говорит Господь. «Мир желаю вам». Нужно быть в состоянии покоя и мира по отношению к ближним. «Мир всем», — говорит священник-епископ, когда благословляет народ. «Мир всем» — вслед за приветствием, которое Господь обратил к Фоме и ко всем апостолам.
Это совсем не значит, что мы никогда не будем воевать, потому что, к сожалению, мир возле лежит, и мир поглощён грехом. А задача христианина — быть солью земли и своим мирным состоянием растворять вокруг себя все конфликты своей молитвой, своим умиротворением и своим внутренним духовным миром.
Все выпуски программы Актуальная тема