
Фото: Tsvetelina Yankova / Unsplash
Огненным смерчем пронеслось по русским землям войско хана Батыя, внука грозного Чингизхана. Дотла были сожжены Рязань, Владимир, Чернигов. Киев пал под напором кочевников. Жители Великого Новгорода с тревогой ожидали приближения вражеской рати. Новгородскому князю Александру в то время едва исполнилось двадцать лет, но он уже показал себя талантливым полководцем. Молодой воин одержал несколько блистательных побед над непрошеными гостями с запада. В 1240 году Александр со своим войском одолел шведов там, где река Ижора впадает в Неву, за что получил от народа прозвание Невский. Еще через два года князь разбил немецких рыцарей в побоище на льду Чудского озера.
Батый, прослышав о военных успехах Новгородского князя, пожелал видеть его в ставке Золотой Орды. Монгольский хан прислал к Александру гонца с письмом: «Если хочешь спасти свою землю, то приедешь ко мне». Меньше всего хотелось славному русскому воину отправляться на поклон. Но он понимал, что новгородская дружина, обескровленная в сражениях, не вынесет еще одного удара. Чтобы отвести беду от княжества, Александр едет к Батыю.
Визит в ставку был сопряжён со смертельной опасностью. Всякий, кто входил в шатёр хана, должен был поклониться идолам. Александр Невский знал, что совсем недавно за отказ участвовать в языческом жертвоприношении в Орде были убиты князь Михаил Черниговский и сопровождавший его боярин Феодор. И теперь шаманы ревниво следили, воздаст ли почести истуканам он сам — молодой новгородский правитель. С высокомерной усмешкой наблюдал за гостем и хан Батый.
Сняв шлем, Александр перекрестился на восток. Глаза князя смотрели спокойно, и в голосе не было тени страха.
Александр Невский:
— Приветствую тебя, хан Батый! Прими от меня поклон, человек, которого Господь удостоил царства! А вот идолам твоим кланяться я не стану — негоже христианину почитать творение вместо Бога, создавшего небо и землю!
Шаманы вытянулись в струну и устремили взоры на Батыя. Они ждали сигнала, чтобы схватить и покарать дерзкого русича. Но команды не последовало. Хан повёл рукой, приглашая князя войти в свой шатёр. И — невиданное дело! — предложил гостю сесть рядом с собой!
Хан Батый:
— Ты смел, Александр! И храбрость твоя по душе мне. Такого воина я хочу видеть своим другом, а не врагом. Вечером я устрою пир в твою честь, а твой Новгород отныне будет под защитой моей конницы.
Нелегко было Александру принять милость Батыя. В душе он был согласен с Галицким князем Даниилом, что «злее зла честь татарская». Но Галичину, восставшую против Орды, захватчики сровняли с землей. Герой Невской битвы проявил покорность хану, и этим оградил родную землю от грабежей и насилия.
Когда в 1262 году против татаро-монголов поднялись Суздаль, Ростов, Ярославль и другие города, ордынский хан Берке приказал для подавления восстаний призывать в монгольскую рать русских воинов. Александр Невский, который к этому времени носил титул Великого князя, вновь отправился в Орду, чтобы отклонить унизительное ханское требование. И ему это удалось!
Целый год Александр прожил в Орде — не в плену, но и не на воле. Вернуться домой князю уже было не суждено. На обратном пути, в Городце на Волге под Нижним Новгородом, его сразила болезнь, излечить которую не смогли лучшие лекари. Скорее всего, здоровье Невского было подорвано постоянным напряжением и усталостью от долгого пребывания в стане недругов. Не исключают историки и версию, что Александр был отравлен кем-то из ордынцев, недовольных его политикой.
Почувствовав приближение смерти, заступник за русскую землю принял монашеский постриг с именем Алексий и отошёл от земной жизни к Небесному Царству. По словам летописца, русская земля в тот день «стонала от вопля и рыданий».
Народное почитание Александра Невского началось вскоре после кончины князя благодаря множеству чудес, происходивших на месте его погребения во Владимире. Через пять веков мощи святого были торжественно перенесены в Петербург и помещены в обители, ему посвященной — Александро-Невской лавре. Там честные останки благоверного князя покоятся и поныне.
27 декабря. О служении спасателей
Сегодня 27 декабря. День спасателя в России.
О служении спасателей — протоиерей Василий Гелеван.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 7. Богослужебные чтения
Существуют вещи, изменить которые мы не в состоянии, но много зависит от того, как мы на них реагируем. Впадаем ли мы в отчаяние и опускаем руки. Или же с надеждой на Бога продолжаем делать то, что находится в нашей сфере нашей ответственности. О необходимости всегда иметь надежду на Господа повествует псалом 7-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 7.
1 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.
2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;
3 да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего и спасающего.
4 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,
5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом,
6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.
7 Восстань, Господи, во гневе Твоём; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал,
8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.
10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!
11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.
12 Бог — судия праведный, крепкий и долготерпеливый, и Бог, всякий день строго взыскивающий,
13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,
14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.
15 Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;
16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:
17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя.
18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
Псалом 7-й был написан царём и пророком Давидом в непростые для него времена. Святой оказался в условиях лютых гонений, которые устроили его враги, желавшие лишить царя жизни. На этом сходятся все исследователи, не находящие, при этом, согласия в том, когда именно и при каких обстоятельствах на Давида свалились эти тяжкие испытания. Причиной дискуссии стало надписание, то есть аннотация псалма, в котором упоминается некий Хусий из колена Вениаминова. Библеисты спорят, кто это такой. Одним кажется, что речь идёт о друге Давида, который царя предал и переметнулся на сторону неприятелей. Другие же полагают, что под именем Хусия скрывается безумный правитель Саул, лишённый Богом за грехи права царствовать над Израилем. На смену Саулу и был поставлен Давид, с чем первый не смирился.
Существует и третья версия, что Хусием царь называет Семея из рода Саула, который во времена скитаний Давида по причине восстания его (Давида) сына Авессалома, вышел ему навстречу и злословил его, называя беззаконником и убийцей. Так он мстил Давиду за Саула.
Вне зависимости от исторических деталей, положение, в котором находился Давид, представлялось крайне тяжёлым. Царь ощущал себя предельно одиноким, беспомощным. Но он всё же изо всех сил держался за надежду на Господа. Он, например, пишет: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня». Давид понимает, что может рассчитывать на помощь Бога только в том случае, если ни в чём не преступал заповедей, если совесть его чиста. Вот почему в псалме мы встречаем такие слова: Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире ... пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах«.
Давид верит и надеется, что ни в чём против правды Божией не шёл. А потому он готов прийти на суд Господень. Совесть царя подсказывала ему, что истина на его стороне. А наступившее время испытаний представляет собой проверку крепости веры. Вот почему Давид пишет: «Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!»
И Давид надеется, что Господь его не оставит. Царь не желает мстить своим обидчикам, не испытывает к ним злобы. Но он просит Бога, чтобы ненавистники сами познали плоды своих дел, почувствовали, что значит быть объектом для коварства и злобы. Потому царь и пишет: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя».
И Давид, предчувствуя окончание испытаний, благодарит Бога — «Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего». Он верит и чувствует, что Господь не посрамит надежду и поможет тому, кто Ему останется верен до конца. Так и произошло. Радость и мир вернулись в жизнь Давида, а его крепость в вере стала примером для многих поколений христиан.
Псалом 7. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 7. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 220 зач. (от полу́), II, 11-13.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Псалмы и вслед за ними вся молитвенная традиция христианства учат нас, что есть две основные темы для молитвы: во-первых, славословие, во-вторых, покаяние. Учители молитвы рекомендуют нам всегда помнить о двух вещах: о наших грехопадениях, ведь таковая память исключает развитие тщеславия, и о милости Божией к нам, ведь благодаря ей мы освободились от уз страстей и пороков. Умение не забывать ни о первом, ни о втором — это тот навык, без которого вряд ли можно достичь успеха в духовной жизни. Об этом навыке говорит и звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 2-й главы Послания апостола Павла к Эфесянам. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 2.
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
Только что прозвучавший отрывок Послания к Эфесянам начался с призыва помнить. Помнить о том, кем были адресаты апостола Павла, помнить о том, какую милость оказал им Бог. Этот призыв не нов, его мы можем найти и Ветхом Завете. Так, в книге Второзаконие неоднократно звучат обращённые к израильскому народу слова: «Помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь Бог твой освободил тебя оттуда» (Втор. 24:18). Израильтяне действительно помнят, и с этим воспоминанием связаны основные праздники иудаизма, с ним же связаны и многие повседневные молитвы. Библейская традиция свидетельствует, что воспоминание о событиях священной истории, о роли Бога в личной истории человека, — это фундамент благочестия. Именно поэтому в наших храмах каждый день совершается литургическое воспоминание евангельских событий, а также жизни святых.
Однако апостол Павел писал не об этом, он указывал на конкретные события в жизни эфесских христиан. Во-первых, он указал им на то место, которое они занимали до обращения ко Христу: они были отчуждены от Бога, великие обетования Ветхого Завета их не касались, у них не было никакой надежды, они были безбожниками.
Здесь, пожалуй, стоит сделать небольшое пояснение: советская эпоха с его богоборчеством наполнила слово «безбожник» тем смыслом, которого у него не было изначально, и если мы, благодаря эпохе гонений на Церковь, под этим словом понимаем того, кто отрицает Бога и борется с Церковью, то Новый Завет вкладывает несколько иной смысл, у апостола Павла речь идёт о тех, кто живёт без Бога. Не отрицает бытие Божие, не борется с Богом и Его Церковью, а живёт вдали от Бога, чаще всего, не по своей воле, а по причине, так сказать, природного характера — просто этим людям не повезло родиться в языческой среде, следовательно, в ситуации отсутствия Церкви Христовой в мире им попросту неоткуда было взять знание о Боге, и не было возможности начать жить в присутствии Божием.
Но вот всё изменилось, в жизнь этих людей пришла Церковь Христова, они перестали быть чужаками. Опять же: для нас это может быть не совсем понятно, ведь Церковь присутствует в нашей жизни как некий фон, мы можем не быть воцерковлёнными христианами, можем и вовсе не быть христианами, но Церковь присутствует как историческое и общественное явление. В какой бы части света мы ни находились — Церковь есть везде. Тот мир, в котором жил апостол Павел, был совсем другим. Церковь лишь начинала свой исторический путь, ещё не существовало ни одного христианского храма, были лишь общины верующих, и среди них был Дух Святой, было Царство Божие. Конечно, первые христиане ценили то богатство, которое они обрели. Но человек привыкает ко всему, привыкает он и к Церкви, как следствие, он рискует утратить первоначальное благоговение.
Эта опасность подстерегает любого христианина, и нынешнее краткое апостольское чтение подсказывает нам способ противодействия ей: нужно учиться помнить о действиях Божиих в нашей жизни, помнить и ценить их.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











