
Фото: Tsvetelina Yankova / Unsplash
Огненным смерчем пронеслось по русским землям войско хана Батыя, внука грозного Чингизхана. Дотла были сожжены Рязань, Владимир, Чернигов. Киев пал под напором кочевников. Жители Великого Новгорода с тревогой ожидали приближения вражеской рати. Новгородскому князю Александру в то время едва исполнилось двадцать лет, но он уже показал себя талантливым полководцем. Молодой воин одержал несколько блистательных побед над непрошеными гостями с запада. В 1240 году Александр со своим войском одолел шведов там, где река Ижора впадает в Неву, за что получил от народа прозвание Невский. Еще через два года князь разбил немецких рыцарей в побоище на льду Чудского озера.
Батый, прослышав о военных успехах Новгородского князя, пожелал видеть его в ставке Золотой Орды. Монгольский хан прислал к Александру гонца с письмом: «Если хочешь спасти свою землю, то приедешь ко мне». Меньше всего хотелось славному русскому воину отправляться на поклон. Но он понимал, что новгородская дружина, обескровленная в сражениях, не вынесет еще одного удара. Чтобы отвести беду от княжества, Александр едет к Батыю.
Визит в ставку был сопряжён со смертельной опасностью. Всякий, кто входил в шатёр хана, должен был поклониться идолам. Александр Невский знал, что совсем недавно за отказ участвовать в языческом жертвоприношении в Орде были убиты князь Михаил Черниговский и сопровождавший его боярин Феодор. И теперь шаманы ревниво следили, воздаст ли почести истуканам он сам — молодой новгородский правитель. С высокомерной усмешкой наблюдал за гостем и хан Батый.
Сняв шлем, Александр перекрестился на восток. Глаза князя смотрели спокойно, и в голосе не было тени страха.
Александр Невский:
— Приветствую тебя, хан Батый! Прими от меня поклон, человек, которого Господь удостоил царства! А вот идолам твоим кланяться я не стану — негоже христианину почитать творение вместо Бога, создавшего небо и землю!
Шаманы вытянулись в струну и устремили взоры на Батыя. Они ждали сигнала, чтобы схватить и покарать дерзкого русича. Но команды не последовало. Хан повёл рукой, приглашая князя войти в свой шатёр. И — невиданное дело! — предложил гостю сесть рядом с собой!
Хан Батый:
— Ты смел, Александр! И храбрость твоя по душе мне. Такого воина я хочу видеть своим другом, а не врагом. Вечером я устрою пир в твою честь, а твой Новгород отныне будет под защитой моей конницы.
Нелегко было Александру принять милость Батыя. В душе он был согласен с Галицким князем Даниилом, что «злее зла честь татарская». Но Галичину, восставшую против Орды, захватчики сровняли с землей. Герой Невской битвы проявил покорность хану, и этим оградил родную землю от грабежей и насилия.
Когда в 1262 году против татаро-монголов поднялись Суздаль, Ростов, Ярославль и другие города, ордынский хан Берке приказал для подавления восстаний призывать в монгольскую рать русских воинов. Александр Невский, который к этому времени носил титул Великого князя, вновь отправился в Орду, чтобы отклонить унизительное ханское требование. И ему это удалось!
Целый год Александр прожил в Орде — не в плену, но и не на воле. Вернуться домой князю уже было не суждено. На обратном пути, в Городце на Волге под Нижним Новгородом, его сразила болезнь, излечить которую не смогли лучшие лекари. Скорее всего, здоровье Невского было подорвано постоянным напряжением и усталостью от долгого пребывания в стане недругов. Не исключают историки и версию, что Александр был отравлен кем-то из ордынцев, недовольных его политикой.
Почувствовав приближение смерти, заступник за русскую землю принял монашеский постриг с именем Алексий и отошёл от земной жизни к Небесному Царству. По словам летописца, русская земля в тот день «стонала от вопля и рыданий».
Народное почитание Александра Невского началось вскоре после кончины князя благодаря множеству чудес, происходивших на месте его погребения во Владимире. Через пять веков мощи святого были торжественно перенесены в Петербург и помещены в обители, ему посвященной — Александро-Невской лавре. Там честные останки благоверного князя покоятся и поныне.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер