
Фото: Свято-Успенский собор г. Ярославля / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Ярославская икона Божией Матери — одна из самых древних русских святынь. Это образ иконописного типа Елеуса, что в переводе с греческого означает Умиление. Изображение имеет свои трогательные особенности. Богомладенец правой рукой прикасается к лику Матери, а левой держится за край Её плаща.
По преданию, икона была написана во Владимире в тринадцатом веке. Когда в 1238 году город захватила армия монгольского военачальника Батыя, реликвию спас от поругания ярославский князь Василий Всеволодович. Он перенёс святыню в свою вотчину — город Ярославль. Образ занял почётное место в Успенском соборе, построенном незадолго до вражеского нашествия, и стал называться Ярославским.
Князь Василий очень дорожил этой святыней и в молитве перед ней находил утешение в горькие годы. Он вступил во владение городом после трагической кончины своего отца, Всеволода Ярославского — тот сложил голову в битве с монголами на реке Сити 4 марта 1238 года. Взойдя на престол, Василий Всеволодович проявил себя как талантливый дипломат. Он несколько раз ездил в Золотую Орду и мудрыми переговорами ограждал Ярославль от набегов татаро-монгольских отрядов.
Князю было присуще мирное расположение духа и милосердие. Он никогда не принимал участия в междоусобных распрях, которые раздирали русскую землю и были на руку азиатским захватчикам. Василий Всеволодович горячо заботился о своих подданных. Так, вдовы воинов, погибших в битве на реке Сити, получали пенсию из княжеской казны. Василий правил Ярославлем чуть больше десяти лет. Он внезапно скончался и был погребён в Успенском соборе, под сенью Ярославского образа Богородицы.
Трон унаследовал младший брат усопшего, Константин Всеволодович. Время его правления омрачилось опустошительными татарскими набегами на Ярославль. Правители Золотой Орды обложили горожан данью. В 1257 году ярославцы воспротивились непомерным налогам, и в город был выслан карательный отряд мурзы Бурытая.
Князь Константин узнал о приближении врага и встретил его со своей дружиной на высокой горе у берегов реки Которосль. Русские войска сражались самоотверженно, но силы были неравными. Константин Всеволодович геройски погиб. Место его последней битвы до сих пор называется Туговой горой — от слова тужить, горевать. Князя похоронили рядом с братом в Успенском соборе Ярославля.
Этот храм сгорел дотла в 1501 году. Однако, несчастье послужило прославлению Василия и Константина Всеволодовичей. Их мощи, сокрытые в каменных гробах, были обнаружены на пожарище нетленными. Уцелела в огне и Ярославская икона Божией Матери, сопровождавшая жизненный путь праведных братьев. Церковь прославила благоверных князей Василия и Константина в лике святых. Их память совершается в день празднования чудотворного Ярославского образа, 21 июня.
Все выпуски программы Небесная Заступница
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема